Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

«А теперь Горбатый!», пройдемся по следам съемок

Поделиться
«А теперь Горбатый!», пройдемся по следам съемок
10 мая 1978 года начались съемки пятисерийного телефильма режиссёра Станислава Говорухина по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия» — «Место встречи изменить нельзя». Журнал «Дилетант» представил небольшой фотоотчет с мест съемок одного из главных шедевров советского кинематографа.

1.jpg

Братья Вайнеры рассказывали, что идею создать сценарий фильма к их роману подсказал Высоцкий. Ради него писатели даже пошли на изменение внешности героя: в романе Жеглов был высокий и плечистый красавец.

2.jpg

Станислав Говорухин: «10 мая 1978 года — первый день съемок. И день рождения Марины Влади. Мы в Одессе, на даче нашего друга. И вот — неожиданность. Марина уводит меня в другую комнату, запирает дверь, со слезами просит: „Отпусти Володю, снимай другого артиста“. И Володя: „Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!“ Очевидно, он увидел объем работы и понял, что надо вкалывать. Кроме того, прошел год с того момента, как мы решили снять фильм. За это время многое изменилось — у Высоцкого появилась возможность выезжать за границу чаще. Раньше его со скрипом отпускали во Францию на два дня, а теперь он мог путешествовать по всему миру. Я понимал, что картина все равно была бы, пусть даже с другим актером, но все-таки убедил Высоцкого остаться, пообещав отпускать его почаще во время съемок. Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в этот вечер».

3.jpg

Высоцкий и Куравлев, играющие заядлых биллиардистов, совсем не умели «гонять шары». Кий за них в руках держал одессит Владимир Иванов, мастер спорта СССР, уже тогда бывший одним из лучших биллиардистов Одессы. По шарам били Высоцкий и Куравлев, а потом делался монтажный стык — шары вгонял в лузу мастер.

4.jpg

Изначально фильм должен был начинаться с пролога, где Левченко выносил на себе раненого Шарапова. Промокшие до нитки актеры дубль за дублем лезли в холодную воду, а когда закончились съемки, один из главных героев киноленты Владимир Конкин увидел на спине у Павлова следы от банок (он только встал с больничной койки после воспаления легких). Пролог в картину так и не вошел.

5.jpg

Когда снимали сцену погони за Фоксом, Высоцкого на съемочной площадке не было. Зритель слышит только закадровый голос Жеглова, будучи записанный уже на студии. Как пояснил режиссер, «еще в самом начале съемок фильма мы договорились с Володей Высоцким, что дадим ему возможность отдохнуть. Те несколько недель, пока снимались кадры погони, Володя провел в зарубежных поездках. Он появился лишь в самом конце и работал в течение буквально двух часов».

6.jpg

Часть фильма, как известно, снималась в Одессе, и Высоцкому приходилось по два-три раза в день летать в Москву на спектакль и обратно. Высоцкий не бросал театр. Милиция везла его в «Волге» с сиреной, а гримерша по дороге превращала Жеглова в Гамлета, а после спектакля, иногда и почтовым самолетом, рядом с кипой газет он летел обратно в Одессу на утреннюю съемку.

7.jpg

Один из актеров вспоминает (И. Бортник): «Как снималась сцена выхода из подвала? После спектакля «Павшие и живые» мы с Володей подъехали к месту съемки у Яузских ворот. Это недалеко, минуты две езды. Говорухин стоит мрачный, матерится. Не складывался эпизод: все выходят, бросают молча пистолеты, скучно, серо, однообразно... Станислав мне говорит: «Слушай, я тебя очень прошу, ну придумай что-нибудь». А время уже поджимает. Мы пошли с Володей вниз, в подвал, переодеваться. И тут мне пришла в голову мысль... Это было для всех неожиданностью. На выходе из подвала я истерически запел блатную песню, стал костерить охранников, пинаться с ними... Ни Говорухин, ни Володя этого не ожидали. От неожиданности Володя даже вдруг потерял серьез, улыбнулся. А я настолько вошел в роль, что плюнул Жеглову в лицо. Он оторопел, утерся... А я уже вовсю попер на них: «Мусора, суки...». Но еще неадекватнее повели себя охранники. Надо сказать, что Говорухин нашел для этого эпизода настоящих милиционеров тех лет, давно уже вышедших на пенсию. Их переодели в послевоенную форму и привезли на съемку. И что с ними случилось! Они вроде понимают, что я актер, но внезапно произошло что-то такое в их сознании: а вдруг не актер? Вдруг настоящий уголовник? У них, вероятно, перед глазами все смешалось, и они стали меня бить, заламывать руки так, что я просто заорал от боли. И они кричат: «Ах ты, тварь паскудная, да мы тебя сейчас здесь же и задавим!»...

8.jpg

Из воспоминаний Л. Перфилова: «...Помните, Куравлев с Высоцким играют в бильярд... Обаяние Куравлева действует безотказно, одна его улыбка дорогого стоит. Но режиссеру хотелось, чтобы он сыграл не просто обаятельного вора, а вора в законе, с блатными повадками и соответствующим говорком. Куравлев, репетируя, необычно задвигался, необычно заговорил, изменил походку, „завыдрючивался“... Это было и смешно, и грустно, похоже и непохоже. И тут Высоцкий неожиданно для всех сымпровизировал. Он заговорил с такими точными блатными интонациями, выразительно задвигался... Он не прикидывался, не играл. Все рассмеялись, Куравлев громче всех. „Можно снимать! — сказал он. — Я готов“. И сцена была снята на одном дыхании, сходу, по-деловому и весело. Два талантливых человека встретились в работе и остались довольны друг другом. Высоцкий был тем камертоном, сверяясь с которым одни звучали в унисон, другие фальшивили...»

9.jpg

В. Высоцкий: «По поводу картины „Место встречи изменить нельзя“ я не буду давать интервью. И не потому, что мне нечего сказать... Этот фильм мы делали с друзьями, кланом. Я получил удовольствие от работы, не то чтобы удовольствие, а купался в некоторых моментах роли. И больше ничего не скажу».

10.jpg

В фильме использованы материалы подлинных уголовных дел. В первой серии Жеглов рассказывает Шарапову об одном случае из своей практики: убийство и инсценировка бандитского нападения. Такое преступление действительно было в Москве — дело бывшего зампреда военного трибунала войск НКВД Крылова, которое расследовал один из прототипов Шарапова Владимир Павлович Арапов. Имеет свою реальную основу и дело Груздева (кандидат медицинских наук Евгений Ильич Миркин в 1944 году был обвинён в убийстве своей жены и приговорён к смертной казни, однако работники МУРа сумели опровергнуть его виновность).

11.jpg

Первоначально фильм планировалось назвать также как и книгу — «Эра милосердия», но так как чиновникам кинематографии категорически не нравилось «несоветское» слово «милосердие», название было изменено.

12.jpg

В своё время была идея снять продолжение фильма. На столе Вайнеров лежала папка с проектом сценария, написанным Высоцким. Однако Говорухин поставил точку в обсуждении темы: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?».

13.jpg

Фильм был завершен в 1979 году, а на экраны он вышел в День милиции. Картина сразу собрала миллионную аудиторию. Отмечалось, что во время ее последующих показов снижалось количество преступлений по стране и расход коммунальной воды.

Из: Дилетант
Поделиться
Понравился материал?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Подписывайтесь на нас в соцсетях –
читайте наши лучшие
материалы каждый день!