Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

Как подозреваемый в краже картин на US$ 500 млн избежал приговора и где сейчас «Концерт» Вермеера

600
Загрузка

В 1990 году из музея Изабеллы Стюарт Гарднер были украдены произведения искусства на сумму US$ 500 миллионов. Это стало крупнейшей в истории кражей частной собственности, и кража эта не раскрыта по сей день. Единственный подозреваемый упрямо хранит молчание.


Кадр: Cloe Poisson / The Courant via AP

ФБР подозревало, что в ограблении был замешан некто Роберт Джентайл. 5 сентября этого года суд американского города Хартфорд, наконец, рассмотрел дело немолодого уже гангстера и процесс ничего не прояснил. Картины и воры до сих пор не найдены, а единственный свидетель вот-вот унесёт секрет в могилу.

Оборотни в погонах

Картина нашумевшей кражи восстановлена в деталях. Поздно вечером 18 марта 1990 года у служебного входа в музей Изабеллы припарковался автомобиль. Был день святого Патрика, поэтому на улице было ещё людно и на машину никто не обратил внимания.

Около половины второго ночи, когда улица, наконец, опустела, из машины вышли два человека, одетые как полицейские. Они подошли к служебному входу, один из них нажал на звонок.

В музее в ту ночь дежурили два охранника.Дверь открыл 23-летний Рик Абат, на голове которого вместо форменной фуражки красовалась ковбойская шляпа: парень явно не ждал ночных визитёров.

«Фуражки, жетоны — все было при них, — вспоминал потом Абат. — Настоящие вроде бы копы, и я пустил их внутрь».

Сначала лже-копы сказали, что расследуют подозрительный шум, а когда охранник впустил их, приказали отойти от стола с тревожной кнопкой и встать лицом к стене. Услышав: «У нас ордер на твой арест», молодой человек опешил и позволил надеть на себя наручники. 

Когда пришёл напарник, его тоже «арестовали», а затем игра в переодевание закончилась. «Джентльмены, это ограбление!» — прозвучала классическая фраза. Охранников заставили спуститься в повал, приковали к водопроводной трубе, замотав изолентой глаза, руки и ноги.

Путь в музей был свободен.

Расследование в тупике

Связанные охранники просидели в подвале семь часов — именно столько времени понадобилось полиции, чтобы заподозрить неладное.

Рик Абат, открывший дверь грабителям, сразу попал под подозрение. Он считал себя рок-звездой, нуждался в деньгах, частенько приходил на работу навеселе и вообще выглядел не слишком надёжным человеком. Подозрительным было и то, что за двадцать минут до прихода грабителей Абат открыл и сразу закрыл дверь музея. Это было похоже на знак сидевшим в машине «полицейским», что в здании никого нет. Кроме того, датчики в зале, где висела пропавшая картина Мане, не отреагировали на движение, а доступ к ним имел только Абат. Позже всплыла ещё одна запись камеры видеонаблюдения, сделанная за сутки до ограбления. На ней было видно, что он впускает кого-то в музей, а через небольшой промежуток времени выпускает обратно.

Абат свою вину отрицал, а поскольку веских улик против него не было, его отпустили, дважды проверив на детекторе лжи.

Следствие зашло в тупик и музей пообещал миллион долларов тому, кто поможет вернуть картины. В 1997 году награду увеличили до пяти миллионов, но результата, увы, это не принесло.


Наконец, в мае 2017 года музей заявил, что готов выплатить 10 миллионов долларов. Ворам уже ничего не угрожает — по этому делу истек срок исковой давности. И всё же они молчат.


В 1994 году директору музея пришло письмо с анонимным обещанием вернуть картины за 2,1 миллиона долларов. Музей был готов расстаться с этой суммой, но переписка оборвалась и автор письма больше не объявлялся.

В 1997 году сенсацию произвело заявление журналиста Тома Мэшберга, утверждавшего, что он был на складе, где спрятаны украденные картины, и своими глазами видел «Шторм на море Галилейском» — правда, только при свете фонарика.

В 2015-м в ФБР поступила информация, что похищенное хранят на ипподроме в Бостоне, но и эта версия не подтвердилась.

Разгадку искали астрологи и экстрасенсы — тоже безуспешно. Один медиум даже предлагал вызвать дух покойной Изабеллы Стюарт Гарднер, имя которой носит музей: эта бостонская филантропка когда-то владела украденными полотнами, поэтому теоретически была заинтересована в их возвращении.

Гангстер на пенсии

81-летний рецидивист Роберт Джентайл по прозвищу Повар был последней надеждой органов следствия. В ФБР были убеждены, что ему известно, где картины.

В феврале 2010 года вдова Роберта Гуаренте, давнего друга и подельника Джентайла, призналась ФБР, что у мужа хранились две картины из музея Изабеллы и одну из них она видела своими глазами — в начале 1990-х Гуаренте лично показал ей полотно. Она утверждала, что муж передал обе картины Джентайлу.

В полиции Джентайла считали мелкой сошкой, хотя знали о его связях с криминалитетом. Впрочем, интереса он уже не вызывал, поскольку давно ушёл «на заслуженный отдых». Несколько раз в неделю отошедшие от дел 70-летние бывшие воротилы преступного мира собирались на заброшенной парковке городка под названием Хартфорд и Джентайл готовил им спагетти в своём гараже.

Всё изменило признание вдовы Гуаренте. ФБР подослало к престарелым гангстерам информатора и ему почти сразу улыбнулась удача: разговор зашел об ограблении в музее Изабеллы Стюарт Гарднер и Джентайл рассказал, что  всё организовал Гуаренте.

ФБР, вооружившись записью, предложили Джентайлу сотрудничество. Поначалу он согласился, но быстро изменил решение и заявил, что ему ничего не известно о «краже века». Проверки на детекторе дали неоднозначный результат и позволили по крайней мере усомниться в его словах: при виде украденных картин подозреваемый испытывал волнение, тогда как при виде любых других полотен, такой реакции не наступало.

ФБР решило надавить на пенсионера. Всё тот же информатор уговорил Джентайла продать ему наркотики. Руки у правоохранителей были развязаны — пенсионера арестовали, а дом подвергли обыску. Там нашли множество оружия всех видов, полицейские фуражки и жетоны, наручники, но самое главное — список картин, украденных из бостонского музея в 1990 году, с указанием их цен на черном рынке.

Этого было достаточно, чтобы продержать Джентайла в тюрьме 30 месяцев. Но надежды ФБР, что возраст и неудобства сломают дух Джентайла не оправдались, напротив, он как будто наслаждался ситуацией — следователям продолжал заявлять о своей невиновности, а заключенным рассказывал, что знает место, где находятся украденные сокровища.

Новый план

В 2014 году Джентайла освободили. К тому времени у следователей родился новый план. ФБР завербовало двух бандитов, которых Джентайл давно знал. Им поручили уговорить упрямого пенсионера продать похищенные полотна.

Они встретились с Джентайлом и рассказали, что знают наркодилера, готового заплатить по 500 тысяч долларов за каждую картину. Он намерен переправить их знакомому адвокату в другом штате, который анонимно вернет их в музей за вознаграждение. Пять миллионов долларов поделят на всех, так что Джентайл получит от сделки двойную выгоду.

Идея пришлась старичку по душе, однако вскоре у него возникли сомнения. Он затягивал сделку. Не помогла даже встреча с покупателем (его роль исполнял агент ФБР под прикрытием). Джентайл подтвердил, что у него есть две картины, а потом разошелся и стал кричать, что его приняли в итальянскую мафию. «Да ты знаешь, кто я? — спрашивал он. — Я могу сделать так, чтобы человек исчез».

В ФБР устали от бесконечных задержек и решили снова надавить на старичка. Один из завербованных бандитов купил у него заряженный пистолет. Это дало повод для нового ареста, и Джентайл отправился в тюрьму. Он провел на свободе ровно год.

В апреле 2017 года он пошел на сделку со следствием и сознался в незаконной торговле оружием. По условиям сделки, его могли осудить на срок от трех до шести лет. Однако 5 сентября на заседании суда адвокат Джентайла заявил, что подзащитный не помнит признания, и усомнился в его дееспособности.

Прокурор предположил, что подсудимый симулирует. По его словам, всего месяц назад вменяемость Джентайла не вызывала сомнений. Он разговаривал с женой по телефону, просил прислать деньги и, среди прочего, велел поговорить с юристом по поводу спрятанной картины.

Суд закончился ничем. Вынесение приговора отложили, а 81-летний пенсионер вернулся за решетку. Он продолжает молчать и, кажется, готов унести секрет в могилу.

Правда, есть вероятность, что полиция зря тратит время на Джентайла и что если бы он мог, давно вернул бы картины.

«Этих полотен больше нет, — считает профессор Эрин Томпсон из нью-йоркского колледжа уголовного правосудия имени Джона Джея. — Либо потому, что их уничтожили сразу после кражи, либо из-за повреждений, которые они получили, пока кочевали по багажникам».

Такой финал этого захватывающего детектива, длящегося уже больше четверти века, был бы самым грустным. В конце концов, уже не важно, накажут или нет преступников, а вот с надеждой вернуть великие полотна расставаться не хочется.

600
Загрузка
Понравился материал?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Подписывайтесь на нас в соцсетях –
читайте наши лучшие
материалы каждый день!