Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

Карл Булла - родоначальник русской фотожурналистики

Поделиться
Карл Карлович Булла оставил после себя 230 тысяч негативов фотографий эпохи конца XIX — начала XX века и стал родоначальником отечественной журналистики, но его имя сейчас известно немногим. Немец по происхождению, он вошел в российскую элиту и занимает особенное место в отечественной истории.

Горький, Стасов и Репин в Куоккале, 1900-е

Небольшой фирменный вензель Карла Буллы на коричневатом картоне фотографий дореволюционной эпохи знаком каждому историку: серьезное изучение важнейшего периода жизни страны невозможно без привлечения иллюстративного материала, одним из главных творцов которого был Карл Карлович.

Анна Павлова в группе балерин. Санкт-Петербург. 1907

Главной особенностью Карла Карловича была его потрясающая контактность. Он без труда мог разговорить и расположить к себе незнакомого человека.

На его снимках сохранены приметы времени, отражены все стороны общественной жизни России на одном из важнейших этапов ее истории. Фотографии дают нам поразительную возможность почувствовать себя участниками всех событий, происходивших в столице. Невозможно перечислить все темы работы патриарха русской фотожурналистики. Наряду со снимками светской хроники, запечатлевшими конгрессы, парады, балы, банкеты, приезды иностранных гостей, интерьеры имений, дворцов и особняков знатных особ, сохранились фото повседневной жизни приютов, детских благотворительных учреждений. Фотограф снимал последнего русского царя Николая II и его семью, заседания Государственного Совета, Государственной Думы, местных городских органов власти. Социально-экономическая сторона жизни представлена репортажными снимками производственных процессов, фасадов и оборудования заводов, фабрик, ателье и мастерских; фотографиями, запечатлевшими быт и отдых рабочих и служащих.

Лев Толстой и Карл Булла. Ясная Поляна. 1908


Пожалуй, в первый раз эпитет «известный» внятно прозвучал в адрес Карла Карловича Буллы в 1895 году в Русском фотографическом журнале. В нем была опубликована фотография «Лес» с пояснением: «Негатив изготовлен нашим известным фотографом и фабрикантом К.К. Булла». И далее: «В последнее время броможелатинные пластинки лаборатории К.К. Булла были превосходны и мы чрезвычайно сожалеем, что К.К. Булла закрыл свою лабораторию как раз тогда, когда производство пластинок было уже доведено им до известной степени совершенства».

В год этой публикации ему исполнилось сорок лет. Он принадлежал к поколению родившихся после изобретения фотографии. Так что фотография для него была делом обычным. Его становление в ней пришлось на время, когда чудо получения изображений, нарисованных самим солнцем, уже перестало удивлять и прочно вошло в быт многих людей. В 1895-м за его плечами был уже тридцатилетний опыт работы, как тогда говорили, по фотографии. Мы мало знаем об этом периоде жизни Карла Карловича Буллы, но, вне сомнения, выстраивать фотографическую карьеру ему пришлось в плотной конкурентной среде, созданной поколением первопроходцев, родившихся раньше фотографии.

Лев Николаевич Толстой. Ясная Поляна, 1908


Карл Освальд (Карл Карлович) Булла родился в Пруссии в периферии Леобшютц 26 февраля 1855 года в семье купца. Его отец — Карл Освальд Булла, мать Анна, урожденная Шефлер. В возрасте 10 лет (по другим данным в 12 лет) его привезли в Петербург и определили на службу в фирму по изготовлению и продаже фотопринадлежностей.

Александр Куприн


Вначале посыльный, после этого лаборант и ученик, Карл Булла постигал основы фототехники с азов. Пройдя длительный и тяжелый путь освоения ремесла, Карл Булла открыл свою небольшую фотолабораторию. Она завоевала широкую известность. Это была фабрика моментальных пластинок, пригодных для самых разнообразных фотографических работ, как моментальных, так и с выдержкой.

Вацлав Нижинский и Сергей Дягилев в Ницце.1911


В феврале 1876 года Карл Карлович подал прошение министру внутренних дел о разрешении принять присягу на подданство России и вместе с женой приписаться в санкт-петербургское мещанство. Так как Карл Булла, по сведениям, был поведения и образа жизни хорошего, не был уличен в каких-либо противоправных действиях, служил в коммерческой конторе, прошение его было удовлетворено. В июле 1876 года Карл Булла принял присягу на подданство России.

Незадолго до этого события он открыл первое фотоателье на Садовой улице, в доме 61. С этого времени началась его служба в качестве профессионального фотографа. Его фотографии были естественными и непринужденными и нравились клиентам. И, бесспорно, молодого фотографа отличало необычайное трудолюбие. На Садовой улице в течение 10 лет Карл Булла занимался павильонной съемкой. Уже будучи известным фоторепортером, Карл Карлович не оставил это дело. Наоборот, он открыл новое фотоателье на Екатерининском канале в доме 66, на Невском проспекте в доме 110, позже на Невском проспекте в доме 48 (в здании Пассажа).

Фёдор Шаляпин и Александр Куприн в начале 1910-х годов, в Куоккале (Финляндия).


Последнее фотоателье известного петербургского фотографа было оборудовано по последнему слову техники, с купеческой роскошью. Оно было самым респектабельным и самым популярным у петербуржцев и гостей столицы. Сфотографироваться у знаменитого Буллы хотели многие, фотоателье было переполнено заказами. Сюда спешили чиновники и гимназисты, военные и студенты, гусары и фрейлины, ученые и композиторы, художники и артисты.

Дягилев в Ницце (в центре — Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Игорь Стравинский). 1911


Испрошенное в министерстве внутренних дел и полученное в 1886 году дозволение на право производства всякого рода фотографических работ за пределами дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга не могло принести серьезной коммерческой выгоды, потому как в это время интерес к петербургской архитектуре и ее изображениям упал, а полиграфия ещё не научилась изготавливать клише с фотографических снимков. А Карл Карлович был не из тех, кто стал бы снимать что-либо для себя из любви к искусству. Время воспользоваться этим документом придет позже, когда в 1894-м тем же министерством будут разрешены бланки открытых писем частного изготовления, да ещё в стандарте Всемирного почтового союза. Это дало возможность фотографам существенно повысить тиражи изображений. Булла моментально открыл типографию и начал изготавливать в ней открытки.

Леонид Андреев. 1912 г. Райвола.

С этого времени он официально занялся фоторепортажем и в качестве фоторепортера снимал все значимые события, происходившие в столице, а ещё повседневную жизнь горожан, их быт, развлечения, традиции и обряды. Внимание фотографа привлекало все: архитектура, как внутренние, так и наружные фасады, дома, фабрики, мастерские с рабочими, машины, железные дороги, памятники, магазины, виды, различные сцены и типы, древние и старинные предметы, открытие и освящение зданий, юбилейные торжества, спорт всякого рода, лошади, собаки и другие животные. Многочисленные репортажные фотографии с подписью «фото К.К. Булла» публиковались на страницах самых известных русских и зарубежных газет и журналов.

К концу XIX века усовершенствовалась полиграфическая техника и стало возможным воспроизведение в печати репродукций с фотографий вместе с текстом. Неимоверные тиражи иллюстрированных изданий привели к подлинному перевороту в фотографии и создали абсолютно новые возможности для использования фотографических изображений в общественной практике. С 1897 года фотографии Буллы начали появляться в одном из самых популярных российских журналов «Нива», собственным корреспондентом которого он стал на долгие годы. Вот тут-то Карл Карлович и обретает подлинную известность.

Фёдор Шаляпин на коньках.


В 1904-м Карл Карлович Булла сделал первое фото императора Николая II. 6 сентября 1904 года К.К. Булле было выдано специальное подтверждение от Главного Морского Штаба, разрешающее делать съемку во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни. Свидетельство Главного Штаба Военного министерства позволяло К. Булле делать фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа. С 16 августа 1904 ему было выдано дозволение снимать виды столицы, а ещё торжества в Высочайшем присутствии, то есть снимать особ царствующего дома.

Фёдор Шаляпин. 1913

К.К. Булла стал фотографом Российского пожарного общества, Императорской Публичной библиотеки; был награжден золотой медалью на Аннинской ленте, золотой медалью «За трудолюбие», орденом 1 степени Попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых. С 1908-го в купечестве, почетный гражданин (позднее собственный дворянин). Далее: фотограф Императорского Российского общества Красного креста, Управления С.-Петербургского градоначальника, многих учебных заведений; ещё два ордена — французский и шведский, Похвальный лист от Министерства торговли и промышленности на 1-й Международной воздухоплавательной экспозиции. В 1910-м фотоателье стало поставщиком Двора короля Сербского, с 1912 Двора Ея Императорского Высочества Великой Княгини Марии Павловны. В том же году обладатель снова получил Похвальный лист от Министерства торговли и промышленности на 2-й фотовыставке журнала «Фотографические новости». Всего не перечесть! Годовой доход фирмы К.К. Булла достиг 250 000 рублей.

Илья Репин пишет портрет Федора Шаляпина

Он был официальным иллюстратором журналов «Нива», «Огонек», «Петербургская жизнь», «Столица и усадьбы», специальным представителем иллюстрированных изданий А. Шерла в Берлине. В российские журналы в начале ХХ века Булла помещал объявления и рекламировал себя как старейшего фотографа-иллюстратора, занимающегося фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня, снимающего «все, в чем только встретится потребность: завсегда подготовлен к выезду и отправляется по приглашению, куда бы то ни потребовалось. Снимает все, не стесняясь помещением, повсеместно и куда ни кинь, как днем, так и во всякое вечернее время при своем искусственном свете».

Известно, что Карл Карлович Булла занимался благотворительной деятельностью в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны. В августе 1904 он стал попечителем Мариинской школы глухонемых и неоднократно снимал повседневную жизнь школы. В этом же году он предложил Всероссийскому Обществу Красного Креста безвозмездно делать фото санитарных поездов, различных обозов, грузов, транспортов, фургонов, санитарных отрядов. Булла обязывался доставлять фотографии Красному Кресту для составления альбомов, что и выполнял на протяжении всех последующих лет.

Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков, случайное фото во время мобилизации на фронт (Лившиц был среди мобилизованных, бритый и в сапогах, остальные остались в Петербурге). 1914


По непроверенным сведениям, Карл Карлович Булла с 1916 года передал свое фотографическое занятие сыновьям, а сам уехал из Петрограда на остров Эзель (нынешний Сааремаа), где продолжил снимать этнографический материал, повседневную жизнь островитян, обучать фотографическому делу местных мальчишек. Здесь же на острове он умер в 1929 году. В доме, где жил К.К. Булла, расположилась поселковая школа с библиотекой.

Карл Карлович Булла был не только непревзойденным мастером фоторепортажа, но и родоначальником фотографической династии. Оба его сына Александр и Виктор стали профессиональными фотографами, оставив потомкам удивительное по своим масштабам и уникальности документальное наследие. Снимками богатейшей коллекции нельзя не восхищаться. Поражают их численность и высокое мастерство фотографов, а ещё невероятная работоспособность, умение оперативно реализовать самые трудные съемки и, сообща с тем, незаурядная предприимчивость и предусмотрительность.

Фёдор Сологуб и Анастасия Чеботаревская у себя дома.1910-е годы.

Виктор Карлович стал заведующим фотографией, находившейся по адресу: Невский проспект, жилье 54. Здесь сохранились и негативы отца. На основании постановления ВЦИК и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 января 1929 и Постановления Президиума Ленинградского Совета от 29 апреля 1929 из семьи Булла начали поступать негативы в Ленинградское архивное бюро. Передача материалов длилась до 1938 года. В архив поступило больше 130 тысяч негативов, из которых без малого половина создана Карлом Карловичем или при его участии.

После отъезда Карла Карловича из России, в Петрограде (и не только!) осталось колоссальное фотографическое наследие. Государственный Эрмитаж, Российская национальная библиотека, Государственный музей истории Санкт-Петербурга и другие хранилища исторических и культурных сокровищ гордятся наличием в своих фондах драгоценных отпечатков работы знаменитой студии, а в Государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга содержится до 200 тысяч стеклянных негативов с запечатлениями всего, в чем только может быть потребность, пользующихся неизменным спросом у многочисленных исследователей российской культуры конца XIX и начала XX вв.
Поделиться
Понравился материал?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Подписывайтесь на нас в соцсетях –
читайте наши лучшие
материалы каждый день!