Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

«Кин-дза-дза»: истории со съёмочной площадки

Поделиться

Ровно 30 лет назад — 1 декабря 1986 года на экраны вышел фильм Георгия Данелии «Кин-дза-дза». Его съёмки были настолько сложными, что на площадке шутили: «Инопланетяне пакостят — не хотят, чтобы на Земле узнали правду о них».


Главная декорация «Ракета Пепелац» при перевозке на съёмочную площадку оказалась не в Небит-Даге, куда её отправили, а во Владивостоке. Декорацию «Корабль в песках» разнесло ураганом. В декорацию эциха (тюрьмы) в день съемки въехал «лихтваген» — его водитель был мертвецки пьян. Ракета, которую сделало КБ авиационного завода, при запуске взорвалась. И это только часть неприятностей, постигших участников съёмок.

Рассказывает Георгий Данелия


«Эскизов костюмов у нас было предостаточно. Их начинала делать Алина Спешнева, продолжил её муж Николай Серебряников, а закончила Света Кахишвили. Но когда мы сдавали постановочный проект, в производственном отделе «Мосфильма» сказали, что пошивочный цех перегружен и поэтому он ничего для нас сшить не сможет. (В то время на «Мосфильме» снимался «Борис Годунов» и еще какие-то сложнопостановочные, важные картины.)

Нас отправили в мастерскую художественного пошива при Большом театре. Там было очень дорого, и мы смогли сшить всего несколько костюмов. Больше смета не позволяла. А костюмов надо было много: в фильме есть кадры с тысячной массовкой. И мы написали плакат и повесили его у меня в кабинете: «Превратим недостатки в достоинства!» А Света Кахишвили решила, что главным костюмом на планете Плюк будет теплое нижнее белье фирмы «Заря». Майки и кальсоны. Их обесцвечивали в хлорке, а ворс местами выжигали. Неоценимым вкладом оказались добытые Бицем лётные костюмы. Один я притащил домой и, когда разобрал, понял — это сокровище! Там оказалась масса изумительных деталей. Пружинки, подушечки, тесемочки, сеточки, металлические колечки, нейлоновые мешочки, молнии...


«Света Кахишвили решила, что главным костюмом на планете Плюк будет теплое нижнее белье фирмы „Заря“».


Пружинки носили во рту эцилопы, как боксеры капу. Подушечки прикрепили к задам инопланетянок, и выглядело это завлекательно. Нейлоновые мешочки надели на ноги пацаков и перевязали тесемками. На голову пацаков надели лямочки, которые отпороли от летного костюма. 

Поскольку лямочки переплетались с резиновыми трубочками, Леонов с подозрением спросил:

— А это не для того, чтобы летчики в них писали?
— Нет, — сказал я, но трубочки на всякий случай срезал.

В общем, ничего не пропало. Остальные детали инопланетных костюмов мы набрали в костюмерной «Мосфильма» и на помойках в пустыне Кара-Кумы, где мы снимали этот фильм.

Таким образом, на Уэфе оказались надеты — брезентовые матросские штаны, байковая майка фирмы «Заря», полусапожки из фильма «Тиль Уленшпигель». А перед самой съемкой я нашел на помойке блямбу непонятного назначения, я её вымыл и приклеил клеем «Момент» к заду матросских штанов чатланина. Каркас от бандажа промежности из лётных брюк — это и есть головной убор Леонова».

Из книги Георгия Данелии «Тостуемый пьет до дна»



Юрий Яковлев и Евгений Леонов на съёмочной площадке, 1985 год

«Картина была очень трудной. К 12 часам дня все почему-то начинали ссориться. Однажды я даже поссорился с Леоновым, которого снимал всегда на протяжении двадцати лет, и никаких конфликтов никогда не было. А, оказывается, в Каракумах с двенадцати до двух никто не работает, в это время происходят какие-то излучения, вредные для нервной системы. Мы выезжали рано утром — ехать было довольно далеко, снимали до 12, с 12 до полвторого ругались и с полвторого до вечера снимали».


Приключения пепелаца

Пепелац, бандуру, на которой летают герои, «Мосфильм» тоже отказался делать. Делали его так: на свалке самолетов отрезали хвостовую часть от самолета Ту-104. Поставили этот цилиндр в коллекторе шестого павильона «Мосфильма», художник Теодор Тэжик одел его при помощи пенополиуретана и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся винт смастерил Александр Семенович Батынков, умелец, мастер на все руки.


Когда закончился подготовительный период и все должны были выезжать в экспедицию, выяснилось, что ехать нельзя: многое не готово, а кое-чего и вовсе нет. И через год оказалось, что опять многое не готово и кое-чего как не было, так и нет! Тогда Данелия решил: «Делай что должно, а там — будь что будет!» И все выехали в экспедицию в Туркмению, в город Небит-Даг

Приехали. Главной декорации «Пепелац» нет. Её по ошибке отправили... во Владивосток! Колесо обозрения, которое где-то раздобыл замдиректора Сережа Сендык, еще не поставили. Декорация «Катер» не готова. Комбинированные кадры нельзя снимать — нет пультов управления. А на съёмку уже приехали: Станислав Любшин — ведущий актер МХАТа, Евгений Леонов — ведущий актер «Ленкома» и Юрий Яковлев — ведущий актер Театра имени Вахтангова. Главные режиссеры этих театров пошли навстречу и освободили артистов. Но только на месяц. Месяц кончается, все актеры здесь, а снимаются только проходы и пейзажи. Нужные и ненужные. Жара, градусов, наверное, шестьдесят

Наконец пришел Пепелац — пока его разыскали и привезли, прошло несколько недель. В первый же день, поставили Пепелац на точку и собрались снимать. Но художник Тэжик сказал, что Пепелац надо немного подкоптить, будет выглядеть достовернее. Зажег факел, начал коптить... и декорация загорелась!

Кинулись тушить. Песком. Брезентом. Затушили. Но один бок прогорел. Что делать? Через неделю актеры улетят. «Будем снимать так», — решил режиссёр.


Но Биц каким-то чудом раздобыл у военных составляющие пенополиуретана. Ночью Самулейкин с Тэжиком залатали Пепелац, и к утру его можно было снимать. Но Тэжик сказал, что теперь-то подкоптить его надо обязательно, потому что видны заплатки. Данелия согласился, но предупредил, чтобы ближе чем на десять метров к Пепелацу он не приближался.

Тэжик коптит, режиссёр с мегафоном в руке сидит метрах в сорока от декорации (настроились на общий план), видят: на шоссе посреди пустыни появилась «Чайка», а за ней две черные «Волги». Это из Красноводска приехали посмотреть, как снимается кино, секретарь обкома и несколько женщин из отдела культуры обкома. Встретили гостей любезно: поставили для них стулья, угостили зеленым чаем.

Гости спрашивают, про что картина. Данелия начиет делать то, чему до сих пор не научился, — формулировать, о чем фильм. Старается. Говорит, что в современном мире отсутствие духовности ведет к разобщенности, отсюда и одиночество, потеря интеллекта, отсутствие коммуникабельности.

Говорит, а сам одним глазом смотрит на Тэжика с факелом. И когда сказал про отсутствие коммуникабельности, увидел, что Тэжик подошел слишком близко к Пепелацу и сейчас его снова подожжет! Данелия завопил в мегафон на всю пустыню: «Тэжик! (Непечатное слово!) Отойди от Пепелаца! (Непечатное слово!) А то опять сожжешь его на... (Непечатное слово! Непечатное слово! Непечатное слово!)»

Тэжик всё понял, отошел на положенное расстояние и продолжил коптить свое детище.
Только тут Данелия сообразил, что все это слышал отдел культуры обкома. Извинился. Обкомовцы сухо сказали, что они ко всему привыкли, быстро попрощались и уехали. Больше режиссёр к ним за помощью не обращался.

КУ Черненко и уксус вместо чачи

В этом фильме состоялся актерский дебют Левана Габриадзе — сына сценариста. По сценарию его герой — грузинский мальчик — вез не уксус, а чачу. Они и на Альфу-то вместо Земли попали потому, что перепились и «слегка» промахнулись. Уже сняли всё, и тут как раз развернулась антиалкогольная кампания. Пришлось многое срочно менять. Вылетали целые эпизоды. Чачу заменили на уксус, потому что за чачу по тем временам давали 5 лет!..


Леван Габриадзе в роли «Скрипача», кадр из фильма «Кин-дза-дза»

Что касается экзотического языка, то придумывался он на самом деле достаточно просто. Скажем — «пепелац». «Пепел» по-грузински — бабочка. «Пацак» — это и кацо, и пацан, и кацап — все вместе. «Эцилопп» — это полицейский, если читать наоборот.

«А с главным словом «ку» неожиданно возникли осложнения, — вспоминает Данелия, — Сижу, монтирую, и вдруг мне приносят газету, и там крупно набрано жирным шрифтом: «К. У. Черненко». И по всей газете: «КУ Черненко... КУ Черненко...» Что делать? Надо срочно менять! Но, пока думали, чем заменить «ку», бояться уже стало нечего... (Правление Черненко продлилось чуть больше года, да и этот период лидер по большей части находился на больничной койке. Константин Устинович Черненко умер 10 марта 1985 года. В народе этот период в истории страны назвали «гонки на катафалках». Прим. «Избранного»)


Рассказывает «пацак» Юрий Яковлев

Я лежал в больнице, и вдруг — звонок от Данелия. Он поинтересовался, когда я выйду. «А когда надо?» — «Сейчас!» — «Хорошо, завтра выйду. А что?» Он сказал: «Я очень хочу вас снимать». Для меня это было настолько неожиданно — Данелия меня зовет сниматься! Я не звезда. И любое предложение любых режиссеров для меня всегда приятно. Мы встретились, Данелия рассказал эту историю. Я согласился, хотя это было сопряжено с большими трудностями в связи с театральной занятостью. Фамилия Данелия меня заворожила. И еще, конечно, Габриадзе — автор сценария. 


Юрий Яковлев в роли «пацака» Би, кадр из фильма «Кин-дза-дза»

Я в него просто влюбился! Но все мои восторги, как у Маяковского, «разбились о быт». Съемки оказались труднейшими. Пески, пески, бесконечные перелеты — на три дня прилетали, улетали, потом опять на три дня... Это довольно сложно и для здоровья, и для творчества. Но для Гиечки (как все называли Данелия) я был готов на все. Сценарий переписывался каждую ночь. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и переписывали текст. А текст, который мы уже выучили, оказывался совершенно противоположным тому, что, они написали за ночь... И еще — у Данелии в это время произошла трагедия в личной жизни. Он был в прострации, снимал очень немного. Были очень печальные съемки, хотя это называлось комедией. У меня были совершенно потрясающие партнеры. Мы очень подружились. А в таких условиях, если не подружиться, снимать нельзя.


 Мы выезжали в 6 утра, пока было не жарко — 20 градусов. Снимали до 11-12. К тому времени жара доходила до 60-70 градусов. Нас спасали юмор, дружба, ирония к тому, что мы делаем, и к тому, что окружает нас. 


Но главным для меня в этой работе остался прежде всего Данелия — как режиссер, как человек. Если бы он еще меня пригласил, я бы с удовольствием ему отдался.

Ирина Шмелёва, единственная на Плюке


С Данелия было безумно интересно. В голову мне он втыкал тьму всяких пружинок, и все ему было не так. Ветер ужасный, и на голове у меня полный кошмар, но ему этого не хватало — недоставало совсем кошмарного зрелища, поэтому на меня надели жуткий, нечесаный парик. Моих волос просто не хватало, чтобы привязать на них все эти болты и пружинки, которые ему были необходимы. А Данелия все не хватало моей головы, разных болтов и всяких других глупостей, чтобы сделать из меня уже полное безобразие! По сути, одна-единственная значительная женская роль в картине! И в каком там виде — нос облупленный, губы потрескались, да еще в рот пружинки вставили!.. Моя «тачанка» была феноменальным агрегатом, и возили её, как положено, за веревку. Было так интересно, что я не замечала жары. Да и костюмчик-то у меня — тряпочка на талии, что-то еще сверху, и все это из какого-то мешочка. А вот Леонову придумали напялить на голову всякие штучки — чтоб не напекло. Леонов еще все время пел бесконечную песню, по принципу «что вижу, то пою». Примерно так: «Я люблю свою жену-у-у... Потому что она — хороша-а-ая...»

Любимые цитаты из фильма «Кин-дза-дза»


  • — Они будут на четвереньках ползать, а мы на них плевать!
    — Зачем?
    — Удовольствие получать.
    — А какое в этом удовольствие?
    — Молодой ещё...
  • Они бы из-за этих спичек, всю вселенную на карачках проползли бы...
  • Нет, генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели...
  • Пацак! Какие балды у меня здесь контрабандный КЦ возьмут, при свидетелях, когда за него — пожизненный эци́х с гвоздями?! У тебя в голове мозги или кю?!
  • — А пацаки и чатлане — это национальность?
    — Нет.
    — Биологический фактор?
    — Нет.
    — Каста?
    — Нет.
    — Лица с других планет?
    — Нет.
    — А чем они друг от друга отличаются?
    — Ты что, дальтоник, Скрипач? Зелёный цвет от оранжевого отличить не можешь? Турист...

По материалам книги Г. Данелии «Тостуемый пьет до дна» и livejournal

Поделиться
Понравился материал?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Подписывайтесь на нас в соцсетях –
читайте наши лучшие
материалы каждый день!