Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

Отсыпьте Пифагора! Чему учил автор знаменитой теоремы

Поделиться
Отсыпьте Пифагора! Чему учил автор знаменитой теоремы

Если вы никак не можете научиться правильно считать сдачу или всё ещё не понимаете, почему срезать путь нужно наискосок по гипотенузе — немедленно обратитесь за помощью к первому самопровозглашённому философу Эллады по имени Пифагор. Это тот человек, который принёс на Запад идею вегетарианства, тайные общества и теорию о переселении душ. Говорят, он был полубогом, щеголял ногой из чистого золота и умел с первого взгляда определять характер и склонности собеседников. Но главное — он раскрыл своим античным современникам тайну священной математики.

По поводу происхождения Пифагора нет никаких точных свидетельств, точнее, все свидетельства противоречат друг другу. Сомнений в том, что такой человек существовал, нет никаких, однако всё связанное с ним покрыто мраком по причине давности лет и предвзятости суждений. Мы точно знаем, что он родился в архаической Греции, когда эта страна существовала как конгломерат городов-полисов. Греческое жречество было объединяющим звеном между разрозненными полисами, в которых оно исполняло культовые и религиозные функции. Кроме того, жрецы давали и вполне полезные советы вроде того, где основывать новые колонии, как найти общий язык с туземцами и иностранцами и не слишком часто скатываться до междоусобных войн. Храмовые работники занимались не только духовной и душепопечительской деятельностью, но и наукой: собирали и систематизировали знания, тайные и не очень. Отец Пифагора, Мнесарх, который, по разным источникам, был то ли камнерезом, то ли ювелиром, то ли самим Аполлоном, однажды приплыл на консультацию к самым авторитетным жрецам в Дельфы, считавшиеся тогда центром Земли, по делам своего города. 


Вместо практических советов он получил извещение о том, что его жена Партенида вынашивает «сына, который принесёт благо всем людям на все времена». Тогда отец будущего философа дал своей жене имя Пифаида, а сына решили назвать Пифагором, то есть «тем, о ком объявила Пифия». 


По некоторым легендам, вместе с предсказанием большой судьбы родителям также дали напутствие, что мальчика нужно посвятить Аполлону, поискам истины и знаний, а также что мудрость ему нужно искать не в Греции, а в Египте. Таким образом, судьба младенца была предопределена ещё до его рождения, и родители с самых ранних лет поощряли тягу их сына к знаниям, а тот с ранней юности впитывал всё, что мог, и достаточно быстро завоевал славу крайне смышлёного и разумного эфеба. Когда Пифагор достиг восемнадцати лет, самосский тиран Поликрат, водивший дружбу с египетским фараоном Амазисем, решил отправить его в Египет на обучение к местным жрецам, культурой и знаниями намного превосходившим своих греческих коллег.

Отплыв из Греции в Египет, Пифагор начал своё инициатическое путешествие по Востоку, продлившееся несколько десятилетий и сделавшее его одним из самых просвещённых умов, когда-либо живших и вещавших. За двадцать два года в стране Нила египетские жрецы провели чужестранца по всем ступеням тайного посвящения, обучили его науке чисел и искусству воли, астрологии и врачеванию, поделились с ним секретами истинного устройства космоса и человеческой души, приоткрыли занавес загробной жизни и рассказали о метемпсихозе — путешествии души из тела в тело, из перерождения в перерождение. Под предводительством одного из верховных жрецов Египта Сопхиза Пифагор достиг высших ступеней жречества, однако как раз к концу его длительного обучения в Египет вторгся персидский деспот Камбиз, вырезал значительную часть египетской аристократии, а жрецов-учёных, среди которых оказался и грек Пифагор, увёл вместе со своими основными силами в Вавилон. 


В то время в Вавилоне блистали три школы эзотерической научной истины: халдейские маги, персидские посвящённые и представители эзотерического иудаизма — и Пифагор с неослабным энтузиазмом изучал лучшее из того, что все эти учения и школы могли предложить. 


Общим для всех тайных учений, доступных жречеству и недоступных массам, было признание единого бога, принимающего множество различных обличий и форм, но всегда неделимого и целостного. В Вавилоне Пифагор углубил и довёл до совершенства свои познания в науке чисел и астрономии, мистицизме и магии, ну и просто пропитался атмосферой самого продвинутого мегаполиса того времени. После двенадцати лет в Вавилоне он вернулся в Грецию переполненным знаниями и готовым обучать земляков правильной жизни.

В родных краях в Пифагоре быстро признали мудреца, и вскоре он завоевал авторитет своими речами на душеспасительные и остросоциальные темы. В архаической Греции до Пифагора не было понятия «философ», были только мудрецы, то есть люди, обладающие мудростью и истинными знаниями. Пифагор скромно стал именоваться философом, то есть любителем и искателем истины, отказавшись приписывать себе обладание ею (что не мешало его ученикам подозревать его в монополии на оную).

Pyth2-e1464880749197.png

В святилище Пифагора стояла скульптурная группа, состоявшая из десяти фигур: муза Урания управляла астрономией и астрологией; Полигимния владела искусством прорицания и обладала знаниями о тайной жизни души; Мельпомена представляла науку жизни и смерти, трансформации и перевоплощений; Каллиопа заведовала наукой о здоровье; Клио покровительствовала магическим практикам, а Эвтерпа — догмой и моралью. Музы Терпсихора, Эрата и Талия покровительствовали физике, науке элементов, камней, растений и животных. Десятой в этой группе была Гестия, хранительница очага и представительница божественного огня, духа, присутствующего во всех вещах.

Прежде чем получить первую степень посвящения и стать учеником-пифагорейцем, кандидат некоторое время жил под присмотром самого Пифагора, который внимательно изучал свойства характера новобранца: ценил склонность слушать и вникать, вместо того чтобы разглагольствовать и утверждать; следил, как человек ведёт себя в гневе и в сложных ситуациях. Мягкость он противопоставлял дикости, и диких нравом считал непригодными для обучения и склонными к распущенности, непонятливости и бесстыдству. Мягкие нравом ученики, по его мнению, обладали устойчивым намерением обучаться и относились к новым знаниям с целомудренной жаждой и ответственностью. 


Тех, кто обладал необходимыми качествами, Пифагор официально принимал в ученики и предписывал овладеть тремя добродетелями: стремлением к истине на уровне разума, стремлением к праведности на уровне души и стремлением к чистоте на уровне тела. 


Чистое и крепкое тело, говорил он, создаёт благоприятную основу для раскрытия души и ума. Чистота души увеличивает в человеке мужество, преданность и веру, открывает его для восприятия высших материй. И, наконец, чёткая работа ума в совокупности с чистым телом и чистой душой приносит посвящённому мудрость, способность различать добро и зло, и видеть высший закон во всём от малого до великого.

Пифагор использовал образ буквы «Y» как аллегорию развилки на пути, по которому идёт ученик. В определённый момент его единый до сих пор путь разделяется на две дороги, и чтобы продолжить путешествие, необходимо сделать выбор. Левая дорога ведёт к земной мудрости, правая — к мудрости божественной. В египетских мистериях, на которые Пифагор опирался, перед кандидатом во время посвящения представали две женских фигуры: одна закутанная в белые одежды, другая увешанная драгоценными камнями. Женщина в белом призывала неофита в зал учений и мистерий, а увешанная камнями гурия — в зал земных утех. Правая дорога ведёт к бессмертию, левая — к забвению. Пифагорейский «Y» повторяется в наше время, например, в «Матрице» сестёр Вачовски: Морфеус предлагает Нео выбрать одну из двух таблеток, потому что иначе путь продолжать нельзя. Проглотив синюю таблетку, Нео забудет о всех своих духовных притязаниях, пойдёт за женщиной, увешанной драгоценными камнями (за женщиной в красном), и умрёт в абсолютном неведении и невежестве. Проглотив красную таблетку, Нео попадёт в зал учений и мистерий, и, преодолевая суровые испытания, материальные лишения и постоянную угрозу для жизни, пройдёт все ступени посвящения и раскроет свою духовную сущность. Когда ученик Пифагора выбирал пойти направо, он попадал во внутренний дворик пифагорейского храма.

В храме Пифагора, построенном в городе Кротоне под патронажем местной знати, имелся внутренний дворик, в который допускались только ученики высшей, третьей степени посвящения. Те ученики, которые получали доступ в это сакральное пространство, были также допущены к тайным знаниям и назывались эзотериками (от греческого «внутренний»). Прочие ученики, экзотерики (от греческого «внешний»), обитали во внешней части храма под предводительством и покровительством муз.

День пифагорейца начинался с продолжительной медитативной прогулки, во время которой он приводил в порядок собственную душу и настраивал свой ум на гармоничный лад, чтобы вступить в контакт с братьями, будучи уже на высоте. Через некоторое время после завтрака, состоявшего в основном из мёда и хлеба, ученики приступали к изучению текстов, занятиям математикой и душепопечительным беседам, после чего умащались маслом и занимались бегом, некоторые — борьбой и боксом, а иные даже работали с гирями. Но всё же первым делом после утренней трапезы пифагорейцы решали общественные дела, принимали иностранцев и разбирались с политическими вопросами. Вечером ученики также совершали длительные прогулки, но уже не в одиночестве, а по трое-четверо и в беседах переваривали познанное за день, делились планами на будущее и говорили о вечном. По ночам Пифагор лично проводил эзотерические тренинги со своими избранными учениками, во время которых, по легендам, рассказывал им о путешествиях души после смерти, объяснял истинную связь между макрокосмом и микрокосмом, внутренней жизнью человека и жизнью далёких звёзд. Для внутреннего пользования Пифагор также написал книгу Hieros Logos, в которой он сформулировал основы сакральной науки и философии. Книга не дошла до нашего времени, однако с некоторыми положениями из этого трактата можно ознакомиться через изложение в диалогах Платона и трактатах Аристотеля. Учитель вещал ученикам «о богах, демонах и героях, о космосе и всевозможных видах движения небесных сфер и светил, о заграждениях одних другими, о затмениях, об отклонениях от правильного движения, об эксцентриситетах и эпициклах, обо всём, что входит в миропорядок, о небе и земле и о творениях, находящихся между ними, видимых и невидимых». Главной наукой провозглашалась математика, а основой математики считалась арифметика, то есть наука о числах. Геометрия, музыка и астрономия, занимавшие центральное место во всей пифагорейской системе, опирались и зависели от арифметики. Арифметика же была самодостаточной наукой. В то же время астрономия считалась вторичной по отношению к двум другим наукам: размер, форма и движение небесных тел определяются геометрией, а их гармония и ритм — музыкой. Из этих определений можно понять, что музыка имела для Пифагора куда больший смысл, нежели простая последовательность нот. Музыку не только использовали для понимания метафизических истин, но и специально подбирали и прописывали для лечения болезней; ученики слушали особую музыку утром, а вечерние гармонии отличались от дневных. Что же касается астрономии, то множество современных исследователей считают, что Пифагор, а до него избранные жрецы Египта и Вавилона уже в те времена придерживались гелиоцентрической модели вселенной и считали, что земля имеет форму сферы.


Ученики Пифагора проходили три степени инициации, и на каждой из степеней взаимодействие с Учителем носило разный характер: больше всех внимания и личных наставлений удостаивались ученики третьей степени, вхожие во внутренний двор.


Первая степень ученичества называлась «математикой»: на ней неофит осваивал арифметику и геометрию. Вторая степень — «теорией», и на ней ученики не только учились применять знания, полученные на первом уровне, но и познавали продолжение точных наук в мире духовном. Третья степень называлась «избранностью». Считалось, что на ней ученик уже добился определённой степени совершенства и стал мастером: теперь Учитель может провести его в самое сердце мистерий, чтобы он смог наставлять своих младших товарищей самостоятельно. Ученики первых двух степеней считались «экзотериками», и несмотря на то, что были обязаны хранить тайны ордена, не имели доступа ко внутренним делам братства. Ученики третьей степени достигали уровня «эзотериков» и допускались ко всем тайнам и целям ордена. Аристотель в сочинении о пифагорейской философии пишет, что пифагорейцы делили людей на три категории: бог, человек и существо, подобное Пифагору, то есть полубог, или герой. Учитель в их понимании обладал двойственной природой и был проводником высшего, божественного знания.

Пифагор по возможности воздерживался от поедания животных и то же завещал делать своим ученикам. Кармический закон переселения душ подразумевал, что животное также обладает душой, и не стоит без надобности лишать эту душу жизненной оболочки. Кроме того, воздержание от мяса положительно сказывается на состоянии духа. Герои гомеровского эпоса поедали быков и хлестали вино, а потом носились с копьём, чтобы метко пронзить печень врага, или вовсе по несколько суток бегали друг за другом вокруг злосчастной Трои, чтобы, опять-таки, поразить чей-то жизненно важный орган. Философам, людям созерцательным, не пристало убивать и испытывать гнёт базисных агрессивных инстинктов. Поэтому когда Пифагор уединялся на несколько дней, а то и недель для медитаций и внутренних странствий, он заготавливал специальную еду и питьё. Еда состояла из равных частей мака и кунжута, морского лука, из которого выдавливался сок, цветков нарцисса, листьев мальвы, ячменя и гороха. Всё это сдабривалось диким мёдом. Напиток состоял из семян огурцов, изюма без косточек, цветов кориандра, семян мальвы и портулака, тёртого сыра, молока и масла, смешанных вместе и тоже с мёдом. Пифагор якобы утверждал, что эту диету придумал Геракл во время путешествий по ливийской пустыне — но инфа не сто проц, так как неясно, где в пустыне Геракл доставал молоко, сыр и масло и мог ли он пользоваться холодильником.

Pyth3-e1464880791238.png

В греческих полисах времён Пифагора существовало три основных режима общественно-политической жизни: демократия, тирания и анархия. Идеалом большинства городов-государств была демократия, при которой свободные граждане, разносторонне развитые, владеющие самими собой и имуществом, собирались, обсуждали социальные проблемы, решали коллективные и практические вопросы. Осознанное большинство управляло полисом с учётом интересов не менее осознанного меньшинства (правда, не особо парясь насчёт рабов). Существовала всеобщая система законов, состоявших отчасти из наставлений дельфийских оракулов и ещё нескольких подобных институций, склеивавших десятки городов-государств в единую культуру и политическую структуру. Во многих городах, чаще всего располагавшихся на островах и отделённых от остальных городов морем, существовали и свои местные законы. В античном демократическом строе новые законы или поправки к старым мог внести любой свободный гражданин. Но чтобы таким правом не злоупотребляли и не шатали без надобности и так работающую систему, предлагающий закон человек в некоторых местах обязан был прийти на площадь собраний уже с петлёй на шее: если его закон не получал всеобщего одобрения — его тут же на площади вздёргивали на его же собственной верёвке. Слабой стороной демократии (кроме рабов) была склонность к олигархии: внутри равного большинства появлялись группировки из самых влиятельных граждан. Эти группы начинали борьбу за наибольшее влияние, и тогда общество приходило в нестабильное состояние, переваливаясь в две другие нежелательные формы устройства. Для преодоления общественных кризисов в полисной демократии была придумана должность тирана: его наделяли на ограниченный срок чрезвычайными полномочиями, чтобы он сложил их с себя после того, как все конфликты будут решены. На деле тирания часто затягивалась, например, Пифагор большую часть времени в Греции провёл при правлении тиранов. Анархия — третий и самый неблагоприятный вариант общественного устройства — длился обычно не особо долго, однако приводил к самым плачевным последствиям вроде гражданских войн и повального голода.

Пифагор занимался не только метафизикой и музыкой сфер, но и проблемами общественного устройства и вопросами государства. Он был хорошо знаком с греческой, египетской и вавилонской политической жизнью, а также с глобальными геополитическими тенденциями того времени. По всем признакам следовало, что Греция, как и Египет до неё, неизбежно падёт, если будет оставаться в раздробленном состоянии. Пифагор считал, что для того чтобы консолидировать Грецию, необходимо воспитать, собрать и сплотить влиятельных единомышленников со всех уголков Эллады — и лучше всего с этой задачей могли справиться специально подготовленные и просвещённые люди. По версии Пифагора, на роль этого объединяющего звена как нельзя лучше подходили его ученики пифагорейцы.

Общественная модель Пифагора строилась на том, что в каждом крупном полисе должен править совет, состоящий из тысячи свободных граждан, и в этом он сходился с представлениями большинства греков о том, что такое демократия. Расхождения начинались в пункте, в котором, по Пифагору, над советом тысячи должен был главенствовать совет трёхсот. Эти триста человек в большинстве своём должны были быть просвещёнными и посвящёнными философами, людьми пифагорейского толка. 


Пифагор хотел, чтобы правителей государств избирали на демократических основаниях — но из посвящённых высшей пробы, и чтобы добродетели и мудрость ценились выше угодливости и интриганства. 


Эта идея была достижима в рамках пифагорейской общины, и её представители в кратчайшие сроки распространили такую систему на множество греческих полисов, а центром этого политического движения осознанности был Кротон, в котором располагалась резиденция Пифагора. Однако всё же к власти рвутся не только посвящённые — но и агрессивные профаны. Обладая богатством, влиянием и жаждой повелевать, они шли к Пифагору за ключом к вершине социальный лестницы — но по понятным духовным причинам получали отказ. По легенде, такие власть имущие профаны и восстали против Учителя. По политическим мотивам на него и на его последователей начались гонения: пифагорейцев сажали в тюрьмы и убивали на месте. Пифагор возглавлял своё тайное общество на протяжении тридцати девяти лет и встретил свою материальную кончину в доме, наполненном его ближайшими учениками. Этот дом окружили противники пифагорейства и сожгли под основание вместе с людьми и Учителем внутри.

В расцвете сил (то есть далеко за шестьдесят) Пифагор завёл себе молодую жену из преданных учениц, и она родила ему, по разным версиям, от двух до четырёх детей, мальчиков и девочек, которые воспитывались в школе своего отца и после его смерти способствовали сохранению и распространению пифагорейства. Ещё несколько столетий после смерти Учителя его общественно-политические идеи продолжали будоражить греков, а затем и их римских завоевателей. Математические штудии великого грека до сих пор озадачивают воображение школьников со всех уголков мира, пытающихся понять формулу Пифагора, согласно которой сумма квадратов катетов в прямоугольном треугольнике равна квадрату гипотенузы. Философские идеи Пифагора были подхвачены всеми последующими философами Эллады, а эзотерическое учение до сих пор постигается и используется в тайных обществах вроде масонских. В наше время имя Пифагора известно всем образованным людям — но среди них крайне мало людей, которые знают, кто же на самом деле скрывается за этим именем и о чём говорил этот человек.


Автор: Сергей Жданов 
Иллюстрации: проект Bojemoi для batenka

Взято из: «Батенька, да вы трансформер». СамиздатПоддержать этот хороший проект можно здесь 

Поделиться
Понравился материал?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Подписывайтесь на нас в соцсетях –
читайте наши лучшие
материалы каждый день!