Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

«На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты»

Загрузка
2203
«На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты»

«Я пережил в Петербурге все революционные годы. С революцией 1917 года Петербург кончился. На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты, и я постарался посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик».

Мстислав Валерианович Добужинский (1875, Новгород — 1957, Нью-Йорк)

Мстислава Добужинского называют «художником Петербурга» — петербургской классики Томона, Растрелли, Трезини, Росси, Воронихина; Петербурга Пушкина, Гоголя, Достоевского, но также и промёрзшего Петербурга «военного коммунизма» — города руин и продовольственных очередей.

Добужинский часто говорил, что Петербург — его любимый город, но привлекали его не проспекты и площади, а «изнанка»: кирпичные брандмауэры, нагромождения труб, переулки, заполненные штабелями дров. В этих мрачных дворах с глухими стенами в известковых подтёках ему удалось поймать неуловимое — душу города, «томительную и горькую поэзию» непарадного Петербурга.


Мстислав Добужинский. В ротах. Зима в городе, 1904 г.


Мстислав Добужинский. Домик в Санкт-Петербурге. 1905 г.


Мстислав Добужинский. Город

Мстислав Валерианович Добужинский родился 2 августа 1875 года в Новгороде, в семье офицера и артистки. После рождения сына родители развелись, мальчика воспитывал отец, с матерью он виделся редко.

Гимназию он закончил в Вильно, затем перебрался в Петербург, где учился в Императорской школе общества поощрения художеств и школе Антона Ажбе. С 1902 года Добужинский принимал участие в выставках и стал членом объединения «Мир искусства».


Мстислав Добужинский, Городские типы, 1908 г.


Мстислав Добужинский. Петербург, 1914 г.

В 1907 художник познакомился со Станиславским и Мейерхольдом, и сделал свои первые работы как сценограф. На этом поприще его ждал большой успех — придумывать декорации к спектаклям он будет всю свою жизнь.

С 1908 Добужинский начал сотрудничать с журналом «Сатирикон», в этом же году Третьяковская галерея приобрела его работу «Человек в очках». В этот период жизнь художника относительно безоблачна — он известен, востребован и успешен.


Мстислав Добужинский. Человек в очках. Портрет Константина Александровича Сюннерберга, 1906 г. (Третьяковская галерея)

К теме Петербурга Добужинский обращался постоянно — в серии открыток с видами города (1903), и в рисунках для журнала «Сатирикон» (1908-1911), и в иллюстрациях к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» и книге Н.П. Анниферова «Петербург Достоевского».


Мстислав Добужинский. Уголок Петербурга. Двор. 1904 г.


Добужинский. Петербург. 1914 г.

Подобно многим романтикам, Добужинский поначалу сочувствовал революционному движению, но новоявленная советская действительность угнетает его.

В голодном и холодном послереволюционном Петрограде Добужинский, как и все, столкнулся с бытовыми трудностями: художник стоит в очередях, таскает воду, колет дрова, а по ночам — работает в нетопленой комнате, накинув на плечи шубу. Назло всем невзгодам именно в этот период он создаёт, возможно, лучшие свои вещи — запечатлевает в рисунках и гравюрах безлюдный и израненный облик города.


В 1923 году Комитет популяризации художественных изданий выпустил набор рисунков «Петербург в двадцать первом году. Рисовал на камне М. Добужинский» в двухцветной издательской папке — последнее издание художника в России.

Из вступительной статьи:

«Есть ограниченные люди, которых шокирует, что на улицах нашего города пасутся козы и лошади, и мирно бродят, никем не тревожимые, птицы и, вообще, весь этот мир природы и прелесть деревенской тишины, докатившиеся до огромного города. Но разве может оскорбить чей либо вкус, что на Форуме пасутся стада овец и коров, и дивные арки и колонны обвиты плющем. как это увековечено на картинах н гравюрах Клод Лоррена, Пиранези, Гюбер Робера, Коро? Без случайного, без контрастов — нет искусства».


В 1924 году Добужинский эмигрировал в Литву , где принял участие в оформлении спектаклей в парижском театре «Летучая мышь». В 1935 году переехал в Великобританию, затем, в 1939 году, в США.


Добужинский известен не только как живописец и график, но и как невероятно талантливый и плодовитый театральный художник, литератор и, наконец, художник книги. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве»; «Дон Карлос» Ф. Шиллера; «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина; «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина; «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова; «Белые ночи» Ф. М. Достоевского; «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова; «Новый Плутарх» М. А. Кузмина; «Ночной трактир» И. А. Бунина; «Ночной принц» С. А. Ауслендера; «Примус» О. Э. Мандельштама; «Веселая азбука» Н. Павловой; «Три толстяка» Ю. Олеши; «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима; «Свинопас» Г.-Х. Андерсена и многие другие.

В наши дни профессор А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга».

В Америке и Европе художник провел в общей сложности около 50 выставок. Работы Добужинского хранятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк).

Скончался Мстислав Добужинский 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Автор: И. Родионова

По материалам: raruss.ru, dobuzhinsky.com, artchive.ru

На превью: Мстислав Валерьянович Добужинский, Кукла,1905


Загрузка
2203
Получайте новые материалы по эл. почте:
Подпишитесь на наши группы