Элегантные завитки виноградных лоз, цветы и листья в идеальной симметрии — узоры, созданные Уильямом Моррисом полтора века назад, узнаваемы и сегодня. Они были революционными для своего времени, а в наши дни их можно увидеть по всему миру — на мебельной обивке, шторах, обоях и даже модных аксессуарах.
Уильям Моррис родился в 1834 году в Великобритании. Будучи сыном обеспеченных родителей, мальчик много рисовал, читал, изучал природу и архитектуру. Можно сказать, что его неповторимый стиль сформировался уже в детстве.
«Если вам нужно золотое правило, которое подойдет каждому, то вот оно: «Не держите дома ничего, о чем вы не можете сказать, что оно полезно или прекрасно»Окончив колледж, Моррис примкнул к прерафаэлитам, попробовал себя в качестве художника, стал профессиональным искусствоведом, а также был активным общественным деятелем, поэтом, переводчиком, издателем. В общем, если бы Моррис узнал, что в наши дни его будут вспоминать в первую очередь как создателя узоров для тканей и обоев, он бы очень удивился.
Книга с образцами узоров мастерской «Моррис & Со»
В 1859 году Моррис женился, и в обстановке дома, который по его заказу для него построил его друг, архитектор Филипп Уэбб, воплотил все свои представления о прекрасном. Вместе с друзьями он создал мебель, витражи, фрески, гобелены. По завершении отделки дома Моррис и его друзья решили основать «Моррис, Маршалл, Фолкнер & co», превратив свое хобби в коммерческое предприятие. Ткани, обои, гобелены, предметы интерьеры, стекло — всё в мастерских Морриса создавалось вручную.
Дверь в доме Морриса
Главным, что определило путь Морриса в искусстве и его стиль, было Средневековье, которое он изучал и боготворил. Плотный орнамент на обоях, тканях и коврах Морриса напоминает средневековые гобелены; витражи и росписи по дереву — готические аналоги, и даже оформленные им книги похожи на манускрипты XI–XIII веков.
Однако его творчество не было копированием. Он великолепно сочетал готику с природными мотивами, и в этом заключалась революционность его творчества. При этом в основе его узоров были не экзотические растения, а простые английские маргаритки, лилии, розы.
Деревянная доска, при помощи которой делались оттиски в мастерской. Flickr
«Любое украшательство бессмысленно, если оно не вызывает приятных воспоминаний. Не лучше ли иметь обои или шторы, навевающие мысли о лугах Пикардии или виноградных лозах в вашем саду, чем унылые ряды фальшивых цветочков и листочков, которые остается только пересчитывать от скуки?»
При этом стиль Морриса далеко не сразу вошел в моду. Например, Оскар Уайльд отзывался о его узорах неодобрительно. Только в 1880-е состоятельные люди начали заказывать у Морриса не только обои, но и целые интерьеры.
Моррис умер в возрасте 62 лет. Доктор сказал, что его смерть наступила не от болезни, а от того, «Моррис проработал один так, как не смогли бы и 10 мужчин».