Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

Айседора Дункан: «Я открыла искусство танца — искусство, утраченное две тысячи лет назад»

Поделиться

Айседора Дункан в своем творчестве пренебрегла правилами и создала собственный стиль и пластику. Её «танцы босоножек» стали основой модернистского направления в танцевальном искусстве.

«Моя жизнь и мое искусство рождены морем» – говорила она. Машины же приносили смерть – и не раз. Судьба танцовщицы-новатора  стала воплощенной метафорой великого и ужасного ХХ века.

Анжела Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира Джозефа Дункана. Отец вскоре ушел из семьи, и матери, Мэри Айседоре Грей, пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей. Однако она часто говорила: «Без хлеба обойтись можно, а без искусства нет».

В их доме всегда звучала музыка, в семье много читали, разыгрывали античные трагедии. Маленькая Айседора начала танцевать уже в два года. А в шесть лет она открыла первую «школу танца» для соседских детей: учила их движениям, которые придумывала сама. В 12 лет, давая уроки, юная танцовщица уже могла подрабатывать. Спустя год она бросила школу и посвятила все свое время танцам, изучению музыки, литературы и философии.

Айседора Дункан. Фото: sportvokrug.ru
Айседора Дункан. Фото: sportvokrug.ru

В 1895 году семья переехала в Чикаго. Дункан работала в театре, выступала в ночных клубах. Ее видение танца отличалось от классических представлений. Балет, по мнению танцовщицы, был лишь комплексом механических движений тела, не передающих душевных переживаний. В ее танце тело должно было стать проводником ощущений.

«Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли».

Айседора Дункан

Айседору вдохновляла античность. Ее идеалом стала танцующая Гетера, изображенная на греческой вазе. Дункан заимствовала ее образ: выступала босиком, в полупрозрачной тунике, с распущенными волосами. Тогда это было ново и необычно, многие восхищались и стилем танцовщицы, и оригинальностью е пластики. Движения Дункан были довольно простыми. Но она стремилась станцевать всё — музыку, картины и стихотворения.

«Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и „Лунную сонату“, она танцует „Primavera“ Боттичелли и стихи Горация» .

Максимилиан Волошин

Танец будущего

Айседора Дункан. Фото: aif.ru
Айседора Дункан. Фото: aif.ru

В начале XX века семья переехала сначала в Лондон, потом в Париж. В 1902 году актриса и танцовщица Лои Фуллер предложила Айседоре отправиться в турне по Европе. Вместе они создавали новые композиции: «Танец серпантин», «Танец огня». «Божественная босоножка» — Дункан стала очень известной в европейской культурной среде.

В 1903 году она ездила в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, а потом переехала жить в Германию. В Грюневальде Дункан купила виллу и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до Первой мировой войны.

«Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка».

Айседора Дункан

У неё были собственные философские взгляды. Она считала, что учить танцевать нужно всех, чтобы это стало для людей «естественным состоянием». Под влиянием философии Ницше Дункан написала книгу «Танец будущего».

Айседора Дункан. Фото: diletant.media
Айседора Дункан. Фото: diletant.media

В 1907 году Айседора выступала в Санкт-Петербурге. Ее концерты посещали члены императорской семьи, Михаил Фокин, Сергей Дягилев, Александр Бенуа, Лев Бакст, артисты балета, литераторы.


Тогда же танцовщица познакомилась с Константином Станиславским. Позже в своей книге он вспоминал её слова: «Прежде чем идти на сцену, я должна положить себе в душу какой-то мотор; он начнет внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться».


Айседора Дункан вдохновляла многих своих современников: художников Антуана Бурделя, Огюста Родена, Арнольда Роннебека. Позировала для Эдварда Мейбриджа, который сделал серию динамичных фотографий танцующей Дункан. Известная балерина Матильда Кшесинская говорила, что у этой танцовщицы не будет последователей, но ее танец станет частью современного балета. В отношении классических танцев она была права: движения рук в балете вскоре стали более свободными под влиянием «дунканизма».

Дункан-Есенины

Всегда помня о судьбе матери, Дункан не стремилась выйти замуж. У танцовщицы был недолгий роман с режиссером Гордоном Крэгом, который стал отцом её дочери Дейдры. Потом она родила сына Патрика от Париса Юджина Зингера (наследника Исаака Зингера, производителя швейных машин).

В начале 1913 года маленькие дети Айседоры трагически погибли. После встречи с родителями вместе с гувернанткой отправили на автомобиле в Версаль. Вдруг мотор заглох. Шофер остановил машину, вышел и наклонился, чтобы заглянуть под капот. Внезапно автомобиль сам собой тронулся с места и вместе с детьми рухнул в Сену.

От самоубийства танцовщицу удержали воспитанницы её школы в Германии: «Айседора, живите для нас. Разве мы — не ваши дети?» Потом она удочерит шестерых своих учениц,  среди которых была Ирма Эрих-Гримм. Девочки-«изадорабли» стали продолжательницами традиций свободного танца и пропагандистами её творчества.

Ирма Дункан (приемная дочь танцовщицы), Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru
Ирма Дункан (приемная дочь танцовщицы), Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru

В 1921 году Айседору Дункан пригласили в Москву, где она организовала школу танцев для детей из пролетарских семей. Тогда же танцовщица впервые встретилась с Сергеем Есениным.

«Он читал мне свои стихи, — рассказывала потом Айседора. — Я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений!»

Поначалу они общались через переводчиков: она не знала русского, он — английского. Вспыхнувший роман стремительно развивался. Они называли друг друга «Изадора» и «Езенин».

12.jpgАйседора Дункан и Сергей Есенин
Айседора Дункан и Сергей Есенин. Журнал «Родина», Москва, № 11 — 2007

Вскоре Есенин переехал в дом Дункан, на Пречистенку. Их отношения были бурными: вспыльчивый Есенин ревновал Айседору, мог оскорбить ее или ударить, уходил, но потом возвращался — раскаивался и клялся в любви.

Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru
Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru

Друзья Дункан возмущались тем, что она позволяет себя унижать. А танцовщица считала, что у Есенина временное нервное расстройство и ситуация рано или поздно наладится.

«Есенин впоследствии стал её господином, её повелителем. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней. И все-таки он был только партнером, он был как кусок розовой материи — безвольный и трагический. Она танцевала. Она вела танец».

Анатолий Мариенгоф

В 1922 году Дункан и Есенин поженились, чтобы иметь возможность вдвоем поехать за границу. Они оба стали носить двойную фамилию: Дункан-Есенины. Пробыв некоторое время в Европе, пара отправилась в Америку, где Айседора занялась поэтической карьерой Есенина: организовала перевод и публикацию его стихотворений, устраивала поэтические чтения. Но в Америке Есенин страдал депрессией, все чаще устраивал скандалы, попадая на первые полосы газет.

Пара распалась: Есенин вернулся в СССР, Айседора уехала в Париж. Там же она получила телеграмму: «Я люблю другую женщину, женат, счастлив».

Спустя два года жизнь поэта трагически оборвалась в гостинице «Англетер». Еще через полтора года в Ницце погибла Айседора Дункан: она была удушена собственным шарфом, который попал в колесо автомобиля. Прах Айседоры Дункан захоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Из: culture

Поделиться
Понравился материал?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Подписывайтесь на нас в соцсетях –
читайте наши лучшие
материалы каждый день!