Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

«Долгий старт» Виталия Вульфа

1787
Его путь к званию чуть ли не самого авторитетного искусствоведа страны был не только нелегким, но и довольно необычным. Юрист из Баку, он к тому же обладал довольно специфической (по крайней мере, для телеведущего) дикцией. Однако стал автором одной из легендарных передач российского ТВ — правда, слава к нему пришла уже в шестьдесят.

Виталий Вульф родился 23 мая 1930 года (хотя сам он позже рассказывал, что рано окончил школу и «состарил» себя на два года, чтобы поступить в университет) в Баку, в семье известного юриста. Со школьных лет мечтал о ГИТИСе, но поступил на юридический факультет МГУ — отец настоял. Когда Виталий окончил вуз, устроиться в Москве по специальности с его «происхождением» шансов не было, и он вернулся к родителям. Но и в Баку пришлось поначалу два года проработать учителем.

Родители В. Вульфа и Виталий в 1947 году

Каждый год Вульф ездил в Москву сдавать экзамены в аспирантуру во Всесоюзный институт юридических наук. В 1955 году даже получил три пятерки. Но его так и не приняли. Он сохранил справку: «Выдана Виталию Вульфу в том, что он вступительные экзамены сдал на „отлично“. Администрация не считает возможным зачислить его в аспирантуру». По воспоминаниям Виталия Яковлевича, это оказалось большим ударом для его отца. В январе 1956 года его не стало.

Вульф стал бакинским адвокатом, очень быстро начал хорошо зарабатывать. Но его мама всё равно настояла, чтобы он поступал в аспирантуру в Москве, и в 1957 году его наконец приняли. Учился он заочно, жил на два города. В эти годы он познакомился с легендарной актрисой Марией Бабановой. Она и ввела его в театральный мир, из которого Вульф уже не захотел уходить. Он продолжает адвокатскую практику, даже защищает диссертацию, но каждый вечер проводит в театре. Знакомится с Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Леонидом Эрманом. И однажды он просто не вернулся в Баку.

Именно тогда таланты Вульфа раскрылись в полной мере. Это был, во-первых, талант дружить с людьми, а во-вторых, талант впитывать ту информацию и атмосферу, которая была вокруг него. Впечатления от встреч с людьми театра в те годы он использовал потом в своих книгах, статьях, эссе и телевизионных передачах.

Сначала Вульфу приходилось скитаться по квартирам знакомых. Потом он почти случайно устроился на работу в Институт международного рабочего движения. Потом Олег Ефремов помог с жильем — ввел Виталия Яковлевича в состав худсовета «Современника», и это дало ему возможность получить квартиру в кооперативном доме театра в Волковом переулке.

«А через месяц меня вызвал к себе завотделом института и сказал, что мне необходимо написать заявление об уходе. Такой работник, как я, им не нужен. Вышел я от него, стою в коридоре, глаза полны слез. И идет Мераб Мамардашвили, сегодня он известен как знаменитый философ. <...>
Когда Мераб узнал, что меня хотят уволить, то удивился: «Ты что, с ума сошел? Зачем уходить? Ты чем хочешь заниматься? Театром? Так и занимайся. Просто, когда будешь писать тему работы, присобачь слово „социальный“. Скажем, „Театр и социальная реальность“. И работай себе спокойно».
Из книги И. Оболенского «Четыре друга эпохи. Мемуары на фоне столетия»

Со временем Вульф даже стал руководителем отдела и возглавлял его 30 лет.

«Хотя руководитель я был никакой, ничем, по сути дела, не руководил. Но ко мне хорошо относились Тимофеев, его жена. Я часто бывал у них дома. „Виталий, как вы работаете? У вас же нет планов“, — журил меня директор. Я что-то отвечал, потом приходил в отдел и просил сотрудников, чтобы они меня не подводили и вовремя сдавали планы. Так на легком обаянии и работал.
В это же время я написал первую статью о движении хиппи. Помню, как один из недоброжелателей спросил меня, как я могу писать о хиппи, если я их ни разу не видел.
На что я ему ответил: „Простите, а как же пишут о революции? Вы ведь тоже ее не видели?“ Принес статью в журнал „Театр“. Там проходил практику молодой выпускник ГИТИСа. Звали его Миша Швыдкой. Статья имела большой резонанс».
Из книги И. Оболенского «Четыре друга эпохи. Мемуары на фоне столетия»

Он начал заниматься американским театром. Публиковал статьи и книги о театре. Переводил пьесы Юджина О’Нила, Эдварда Олби, Сомерсета Моэма, Теннесси Уильямса. В 1992 году его даже пригласили в США, и он два года преподавал на театральном факультете Нью-Йоркского университета — читал лекции на тему «Чехов и театр», «История русской драматургии», «Сталин и театр». Вот так карьера для бакинского адвоката!

В начале 1990-х Виталий Яковлевич записал несколько программ на телевидении. Увидев их, Владислав Листьев предложил делать постоянную передачу — он был потрясен, увидев, что Вульф говорит «без бумажки», всегда импровизируя. Так появился «Серебряный шар».


Много было нападок от недоброжелателей — мол, кто он такой, чтобы рассказывать о театре, не имея театрального образования?! Но популярность его передачи была необыкновенной. Вульф рассказывал о великих людях так, как умел только он: создавая ощущение своей причастности к судьбе того, о ком он говорил. Сначала его передачи были посвящены актерам и писателям, потом к ним добавились политические деятели — Черчилль, Рузвельт, Шарль де Голль. И все равно казалось, что со всеми своими героями Вульф был знаком лично.

Он сам говорил о том, что успех пришел к нему поздно, что у него был «долгий старт». Наверное, именно поэтому, несмотря на пожилой возраст, он не щадил себя, хотел успеть больше. Телепередачи, книги, руководство радиостанцией «Культура» — до последних дней он был занят работой постоянно. Виталия Яковлевича не стало 13 марта 2011 года. Он похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Фото: Персональный сайт Виталия Вульфа
1787
Получайте новые материалы по эл. почте:
Подпишитесь на наши группы