Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

Надя Леже – француженка из Беларуси

2481

Во времена хрущевской оттепели эта женщина была, наряду с прославленными артистами и политиками, одной из самых известных в СССР француженок. Она привозила в Союз выставки французских художников и опекала советских артистов на европейских кинофестивалях, дружила с министром культуры Екатериной Фурцевой и во многом определила советские культурные связи того периода. Знаменитая художница, вдова прославленного Фернана Леже, она всегда оставалась той, кем родилась,— белорусской крестьянкой, влюбленной в искусство...


Майя Плисецкая с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой (в центре) и художницей Надей Леже, 1968 год

Надя Ходасевич родилась в ноябре 1904 года в нищей белорусской деревушке Осетищи под Витебском. В семье было девять детей, отец почти не работал, начавшаяся Первая мировая и просто удивительно, что при таких условиях Надя не только выучилась грамоте, но и смогла отстоять свою мечту — научиться рисовать. Рисовала она всегда и везде: "Что голодному краюха хлеба, что озяблому дрова в пылающей печке, было для меня рисование. А все остальное во мгле",— писала она много лет спустя.


Семья Ходасевичей.
В середине верхнего ряда — Надя.
1914 год.

Наряду с мечтой о рисовании жила в ней мечта о волшебном городе Париже — последствия случайно прочитанного обрывка газетной статьи о далеком городе, где живут все знаменитые художники. Надя даже несколько раз сбегала в Париж, надеясь, пересаживаясь с поезда на поезд, добраться до Франции,— но ее каждый раз ловили и возвращали. Родители даже вызывали знахарку, изгнать из Нади беса — не помогло...

Наконец Ходасевичей занесло в город Белев, где работал Дворец искусств: на радостях Надя записалась сразу в два кружка, рисования и балетный,— но вскоре разочаровалась: в кружке объясняли азы, которые пытливой Наде давно были неинтересны. Когда через два года Надя узнала, что в Смоленске открываются Высшие художественные мастерские, то сбежала опять.

Ей было всего пятнадцать, она ни разу не была в музее, но тем не менее с легкостью поступила. Жила в заброшенной теплушке, зарабатывала черной работой, но зато могла учиться! Одним из преподавателей был великий Казимир Малевич — все студенты боготворили его — до тех пор, пока однажды он не заявил, что век живописи прошел, она должна умереть... Для Нади это означало крушение всех ее мечтаний. Спасла случайно прочитанная статья французского художника Фернана Леже — он, наоборот, утверждал, что за живописью больше будущее. И Надя снова убедилась, что надо ехать в Париж.

Чтобы выбраться за границу, в 1922 году Надя воспользовалась правом беженцев из Западной Белоруссии вернуться в свои деревни, отошедшие к Польше. В Варшаве Надя поступила в Академию художеств, а на жизнь зарабатывала служанкой, нянькой и модисткой. Через два года она вышла за очарованного ее талантом Станислава Грабовского, юношу из весьма обеспеченной семьи,— несмотря на протесты его родителей. Вскоре скандалы Грабовских надоели молодоженам, и они вместе написали письмо в Париж, самому Фернану Леже, с просьбой принять их в ученики. В 1927 году Надя наконец оказалась в Париже.


Фернан Леже

С первого взгляда Леже ей понравился — он был похож скорее на крестьянина, чем на художника, и при этом гениально рисовал. А тот поначалу не обращал на молчаливую замкнутую девочку никакого внимания — лишь через несколько месяцев он понял, что ее молчание вызвано плохим знанием языка, а за серьезностью взгляда скрывается недюжинный талант. Но творческие успехи сопровождались полным крахом личной жизни: даже рождение дочери Ванды не сохранило брак Грабовских.




Фернан Леже. Женщины в интерьере. 1921

Станислав вернулся в Варшаву, а Надя осталась с дочкой в Париже: утром она убирала комнаты, днем занималась в Академии Леже, а по вечерам помогала Фернану в его работе. Мастер высоко ценил свою ученицу — однажды он даже предложил ей должность ассистентки и квартиру при Академии. Но как только Надя согласилась, началась Вторая мировая война.


Чарльз Васнер. Портрет Нади Ходасевич

Леже уехал в Америку — он до последнего ждал в Марселе у трапа парохода, надеясь, что Надя присоединится к нему. Она осталась и четыре года работала в Сопротивлении, ежедневно рискуя жизнью.


Фернан и Надя Леже

Когда война закончилась, Надя словно родилась заново. Вернулся Леже, возобновились занятия в Академии, картины Нади стали приобретать известность. Ее мнение ценил Пикассо, а Леже пригласил преподавать. Они работали бок о бок, все больше и больше сближаясь — пока наконец он не сделал ей предложение. «Раньше для меня существовало только искусство, женщины были только для отдыха. И вот... Дожил до семидесяти лет, чтобы впервые полюбить»,— говорил о своем решении Фернан. Надя же в ответ на изумленный вопрос одного знакомого, правда ли, что она выходит замуж за Леже, ответила: «Я выхожу замуж за труд!» Они поженились 21 февраля 1952 года.


Пабло Пикассо, Фернан и Надя Леже

После свадьбы Фернан и Надя поселились в пригороде Парижа в Жиф-сюр-Иветт: в небольшом доме на первом этаже была его мастерская, на втором — ее. На стене она написала — «Долой Леже!»: для нее было неимоверно важно сохранить собственный стиль, не поддаться чужому влиянию... Работая, она пела, а стоило ей замолчать, Леже снизу стучал в потолок, требуя продолжения... Счастье их было несомненным, но недолгим: 17 августа 1955 года Фернан скончался.

В память о муже Надя создала музей его работ в городе Бьо и музей-ферму его имени в его родной Нормандии. Она продолжала работать, участвовала в общественных движениях и политических комитетах, но большую часть времени тратила на организацию выставок и поездки в Россию. Она скончалась 7 ноября 1982 года, исполнив все, что хотела — и по собственному признанию, еще больше так и оставив в мечтах...


Екатерина Фурцева, Ирина Антонова (в центре) и Надя Леже в музее. 1973 год



Фернан Леже. Портрет Нади

Мозаики Нади Леже:





Серафима Чеботарь
2481
Получайте новые материалы по эл. почте:
Подпишитесь на наши группы