Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

Последняя муза Игоря Стравинского

Поделиться
Последняя муза Игоря Стравинского

Она была актрисой и художницей, но, кажется самым главным ее предназначением всегда оставалось — быть женщиной. Она носила фамилии де Боссе, Люри, Шиллинг, Судейкина, но мир запомнил ее как жену великого Стравинского.


Томас Манн говорил о Вере Стравинской:

— Это типичная русская красавица!..

Кстати, её отец был француз, мать — шведка.

Использование Верой Александровной фамилии «де Боссе» с приставкой «де», подчёркивающее аристократическое или дворянское происхождение, не имело никакого правового основания. Отец Веры, Артур Гаральд Боссе, не был ни аристократом, ни даже дворянином. Был он сыном купца первой гильдии, торговавшем в Риге и Санкт-Петербурге мануфактурой, следовательно, принадлежал к купеческому сословию. Дочь купеческого сына — Вера не имела прав на дворянское отличие в фамилии в виде приставки «де» и самовольно её использовала в своей девичьей фамилии, видимо, из практических соображений. По семейному преданию, отец дал девочке имя в честь героини романа Ивана Гончарова «Обрыв».


В молодости Стравинская была женой англичанина Шиллинга. Понравилась Таирову. Он пригласил ее в свой театр. Представляя молодую актрису труппе, говорил:

— Не было ни гроша, да вдруг — Шиллинг...

Сергей Довлатов. «Не только Бродский»


Затем она была женой художника Судейкина, одного из центральных персонажей той пряной и слегка бесстыдной эпохи.

Последняя муза Игоря Стравинского
Сергей Судейкин. Портрет Веры Судейкиной

В мемуарах современников, посвященных жизни в дореволюционном Петрограде, имя второй жены Сергея Судейкина почти не встречается. Возможно, «отсутствие» Веры связано отчасти с особенностями ее характера («я всегда сторонилась людей», хотя обилие встреч в ее жизни как бы противоречит этому утверждению), но больше — со временем ее появления в Петрограде. Художник был призван в армию, и хотя и находился на особом положении, но все же не мог по-прежнему активно участвовать в жизни столичной богемы, а вскоре — через год — у всех началась «другая жизнь». Кроме этого, по-видимому, есть и другая причина — современники негативно отнеслись к Вере, оттеснившей на второй план в жизни Судейкина «всеобщую любимицу» первую жену Ольгу, и окрестили ее «Бякой».

Вера впитывает в себя все, что может дать ей художник. Она становится не только его музой, но и помощницей. Свой союз с Судейкиным Вера понимает как служение и, отводя упреки окружающих в том, что она забывает себя и не имеет самостоятельности, пророчит: 

«Я <...> приобретаю большее тем, что позирую ему, тем, что вместе с ним создаю произведения искусства, и, кроме того, что бы ни случилось <...> я так знаю и понимаю теперь искусство, что этого богатства ничто и никто у меня не отнимет». 

Благодаря Судейкину она не только оставила сцену, но и сама стала художницей.

Среди сохранившихся бумаг короткого периода их петроградской жизни есть тетрадные листы с аккуратно выписанными «Обязанностями жены художника», которым Вера старалась следовать и в Крыму, когда условия жизни усложнились, и ей чаще приходилось быть не музой, а кухаркой, посудомойкой, добытчицей:

  1. Заставлять работать художника хотя бы палкой.

  2. Любить его работы не меньше самого художника.

  3. Каждому порыву работы идти навстречу, зажигаться его новыми замыслами.

  4. Держать в порядке работы, рисунки, наброски, карикатуры. Знать каждую работу, ее замысел, значение.

  5. Относиться к новым работам как к неожиданным подаркам.

  6. Уметь смотреть картину часами.

  7. Быть физически идеалом, а потому быть его вечной моделью.

В апреле 1919 года Судейкины уезжают в Тифлис, затем — в Баку, а в 1920 году оказываются в Париже, куда бегут от голода, разрухи, неразберихи, социальных и политических перемен.

Показывая Веру друзьям, Судейкин восклицал:

— Обратите внимание на ее плечи! Обратите внимание на ее талию!..

Однажды к нему заехал Стравинский. Услышал:

— Обратите внимание на ее шею!..

Композитор отбил даму у художника и уже в 1922 году она ушла от Судейкина. Но жена Стравинского болела туберкулёзом и он не хотел её оставлять. Поэтому они поженились только в 1939 (1940?) году, когда его жена умерла. Она всё знала и не возражала...

Последняя муза Игоря Стравинского

По отзывам современников, Вера была эффектной шатенкой, энергичной, целеустремлённой и артистичной. Она привлекала внимание, к ней тянулись люди. А. Бенуа писал о Вере: «Очень красивая, полногрудая, статная, лупоглазая...». Каким-то особым образом Вера умела создавать уют и одним своим присутствием успокаивать окружающих.

Они странно смотрелись вместе, как красавица и чудовище: тщедушный маленький Стравинский — и высокая роскошная Вера... Странно, но у всех эта пара будет вызывать ощущение полной гармонии, притягательности и взаимной любви.

Последняя муза Игоря Стравинского
Вера Стравинская, Джон Кеннеди, Жаклин Кеннеди, Игорь Стравинский

Именно будучи вместе с Верой, Стравинский активно гастролировал в Европе и США и выступал в качестве дирижёра собственных произведений. Также он сделал много аудиозаписей своих сочинений. Вера смогла даже пробить его поездку в СССР в 1962 году, и они побывали в Москве и Ленинграде, где маэстро дал несколько концертов. Когда Игорь Стравинский заболел, Вера обеспечила ему первоклассный уход. Но еще до его кончины она распланировала похороны и рассчитала, кому и за сколько продаст его архив, чем вызвала возмущение детей композитора. Но в этом была вся Вера — практичная, сильная, несгибаемая...

Смерть Стравинского в 1971 году не выбила Веру Артуровну из колеи. Она постоянно вспоминала об Игоре Федоровиче. О том, как он любил птиц, животных и цветы. О том, как каждое утро, когда она составляла список неотложных дел, он неизменно сверху вписывал: «Сначала ты меня поцелуешь!»...

И добавляла: «Меня вечно спрашивают, каких великих людей я встречала. За свою жизнь я встретила только одного великого человека — Стравинского».

Последняя муза Игоря Стравинского

Из воспоминаний Соломона Волкова: «Когда мы познакомились в Нью-Йорке в 1976 году, Вере Артуровне было восемьдесят восемь лет. Ошарашила она меня сразу, почти с порога предложив сначала выпить, а потом закурить. Я в смятении отказался. Стравинскую это нисколько не озаботило: сначала она с лихостью опрокинула стопку водки, а затем преспокойно задымила».

Вера де Боссе прожила долгую жизнь (девяносто четыре года), скончалась 17 сентября 1982 года в Нью-Йорке. Похоронена в Венеции на кладбище Сан-Микеле, рядом со своим мужем Игорем Стравинским.

Поделиться
Понравился материал?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Подписывайтесь на нас в соцсетях –
читайте наши лучшие
материалы каждый день!