Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

Так выглядела первая в мире супермодель

3860
Поделиться

Одной красоты мало для того, чтобы стать супермоделью. Чувство стиля, харизма, невероятная работоспособность и самодисциплина (вопреки распространённому убеждению, модельный бизнес — это адский труд) — всё это необходимые качества, но и их тоже недостаточно для обретения этого звания. Приставку «супер» может получить только модель, которая каким-то непостижимым образом воплощает в себе целую эпоху.


Первой такой девушкой считают Эвелин Несбит — стройную красавицу из Филадельфии с нежными чертами лица. Она была самой желанной натурщицей для всех художников и фотографов в Америке рубежа XIX и XX годов. В США этот период был эпохой противоречий: бурный экономический рост с одной стороны и ужасающая бедность неимущих иммигрантов из Европы, наводнивших Америку — с другой. Эвелин довелось столкнуться с обеими сторонами американской действительности.

Эвелин Несбит родилась в 1884 в городке Тарентум, штат Пенсильвания в бедной шотландско-ирландской семье. Те времена получили, с лёгкой руки Марка Твена и Чарльза Уорнера, название «позолоченного века». В одноименной книге об эпохе стремительного экономического роста в США, Твен и Уорнер обыгрывают термин «золотой век», намекая, что в американской истории он только на поверхности был покрыт позолотой. 

Закончился подъём экономики кризисом 1893 года. Именно в этом году семья Эвелин переехала в Питтсбург, и в этом же злополучном 1893-м отец семейства, адвокат Уинфилд Скотт Несбит, умер, оставив после себя огромные долги. Несколько лет Эвелин с матерью и младшим братом жили буквально впроголодь, за чертой бедности, но когда девочка стала подростком, её невероятная красота привлекла внимание местных художников.


Общество в то время одной ногой еще стояло в чопорной викторианской эпохе, а другой уже готово было шагнуть в безумные двадцатые с их вседозволенностью и свободными нравами. Юная Эвелин была из «приличной семьи» и, хотя она подрабатывала натурщицей с 14 лет, всё было довольно невинно — девочка позировала художникам полностью одетая. Её работа помогла семье выжить в трудные времена.

В 1901 году, когда Несбит было шестнадцать лет, она с матерью переехала в крошечную комнату в доме на 22-й улице в Нью-Йорке. Мать не смогла найти работу и разрешила Эвелин снова начать позировать.


Дальше произошло нечто фантастическое — её взлёт на вершину славы был просто головокружительным.


Живописец Джеймс Кэррол Бэкуит, известный, среди прочего, портретами Марка Твена и президента Теодора Рузвельта познакомил её с художниками и иллюстраторами, и Несбит вскоре стала одной из самых востребованных натурщиц в Нью-Йорке.


Портрет Эвелин Несбит работы Джеймса Беквита

Очень скоро она стала лицом обложек многих популярных журналов, включая Harper’s Bazaar и Ladies’ Home Journal, а также одной из «девушек Гибсона». Её изображение использовалось для рекламы любых парфюмерных товаров — от кремов для лица до зубной пасты. Созданный Гибсоном образ прекрасной и независимой американки стал идеалом красоты в конце XIX — начале XX веков. На знаменитом рисунке Гибсона Эвелин Несбит изображена в профиль, а её пышная прическа образует вопросительный знак.



«Вечный вопрос» — одна из самых известных работ Гибсона

Жизнь на вершине славы

Америку охватила настоящая «несбитомания»: юное лицо с нежными чертами было везде — на почтовых открытках и сигаретных коробках, календарях, литографиях и рекламных плакатах. Она позировала в популярных тогда образах нимфы, цыганки, греческой богини, гейши. Все эти образы  содержали очень откровенный волнующий эротический подтекст.


Искусство фотографии делало только первые шаги, и Несбит стала оной из первых девушек, выступивших в роли «живой модели». Публикация фотографий Несбит подняла тиражи газет, а Эвелин начали узнавать на улицах.


Эвелин успела поработать танцовщицей кордебалета и сыграть роль в бродвейской постановке — «Дикая роза». Ей казалось, что ей нужна более надёжная работа — девушка сама не осознавала, что её главным богатством является её лицо. Пола Урубуру, автор биографии Эвелин Несбит — книги «Американская Ева» так описывает этот феномен:

«В первое бурное десятилетие XX века Эвелин Несбит была „девушкой американской мечты“, чье „лицо было её богатством“ и чья жизнь отразила пьянящий, стремительный и дерзкий настрой эпохи. Временами она казалась образцом викторианской сентиментальности, но её чарующая улыбка сулила нечто запретное».

Замуж за психопата

Как участница кордебалета в 1901 году, Несбит была представлена знаменитому архитектору Стэнфорду Уайту, пресловутому бабнику, известному как «Стэнни» среди близких друзей и родственников. Стэнни было 47 лет, а Эвелин едва исполнилось 17. Стареющий плейбой спроектировал несколько канонических зданий в Нью-Йорке и других городах США и, казалось, был воплощением богатства и успеха. Для рано потерявшей отца Эвелин, он стал сначала кем-то вроде доброго дядюшки, а потом – её любовником и спонсором её семьи. Эвелин с матерью переехали в элегантную квартиру с изящной обстановкой.



Связь 17-летней натурщицы с 47-летним архитектором продолжалась около года, но имела весьма трагические последствия.


Её новый кавалер Гарри Тоу был сказочно богат. Состояние его оценивалось в 40 миллионов долларов — сумма баснословная по тем временам. А ещё он отличался садистскими наклонностями, к примеру, любил приглашать к себе девушек из кордебалета и стегать их хлыстом. Кроме хлыстов, он любил и пистолеты – из Гарварда его исключили за то, что он гонялся с оружием за водителем такси и едва не убил беднягу за якобы недоданные 10 центов сдачи.

Тоу, конечно, знал о том какие отношения связывали ранее Эвелин и Уайта, более того у него развилась маниакальная уверенность в том что архитектор его преследует. Например, Тоу считал что именно из-за Уайта его не пускают во все приличные клубы Нью-Йорка.


Сын угольного и железнодорожного барона Гарри Тоу — миллионер и психопат

В 17 лет мало кто хорошо разбирается в людях, а мечта о богатстве слишком соблазнительна. Кроме Тоу, Эвелин встречалась тогда с известным игроком в поло Джеймсом Ватербури, одним из самых известных спортсменов того времени. Если бы она вышла замуж за него, это была бы красивая звёздная пара. Но вместо этого она соблазнилась на предложение Тоу поехать вместе в Европу.

Путешествие в Европу! Тогда такое предложение значило совсем не то что в наши дни. Самолетов ещё не было и подобный вояж был долгим, а главное весьма дорогостоящим — это была настоящая роскошь, доступная избранным. Роковую роль сыграла мать Эвелин: она убедила дочь обратить внимание именно на миллионера и сама поехала в Европу вместе с молодыми людьми. Впрочем, маму вскоре отослали назад в Америку. Как ни странно, она уехала, оставив юную дочь в компании человека, неадекватность которого становилась всё более и более очевидной.


У Гарри Тоу была навязчивая идея по поводу девственности, он постоянно говорил об этом — о женской чистоте и ангельской невинности, и, конечно, он ревновал Эвелин к Уайту, который этой самой невинности её лишил. Одна мысль об этом приводила Тоу в бешенство, и похоже девушка — умышленно или нет — подогревала его ревность. Когда Тоу сделал ей первое предложение, она отказала, и в качестве причины назвала то, что Уайт лишил её невинности обманом.


В итоге путешествие  превратилось из волшебной сказки в кошмар. Тоу давал выход ярости, наказывая подругу, в том числе и физически, подолгу держал её взаперти. Однако после поездки в Европу Несбит приняла повторное предложение руки и сердца Тоу. Почему? Зачем? Ответ на этот вопрос лежит, вероятно, где-то на границе психологии и психиатрии.

Они поженились 4 апреля 1905 года, когда Несбит исполнилось двадцать лет.

Трагедия разыгралась через год. Повредившись рассудком от ревности, и, как он утверждал, защищая честь молодой жены, Тоу однажды вечером, — дело было 25 июня 1906 года на премьере музыкального ревю «Мамзель Шампань» в «Мэдисон Сквер Гарден», — подошел к её бывшему любовнику Уайту и почти в упор трижды выстрелил ему в лицо.


Эвелин Несбит и Гарри Тоу

Процесс

Весь следующий год внимание прессы было приковано к процессу, который изобиловал столь шокирующими деталями, что одна религиозная организация потребовала запретить публикацию подробностей дела. Выяснилось, что оба — убийца-муж и убитый любовник — подвергали девушку насилию. Мать Эвелин обвинили в том, что она продала дочь Уайту в сексуальное рабство.



Газетчики окрестили Эвелин «девушкой на красных бархатных качелях», прозрачно намекая на качели, которые Уайт установил в своей роскошной многоэтажной квартире в комплексе «Мэдисон Сквер Гарден». Качели находились в секретной комнате, обитой красным бархатом и оборудованной скрытыми окнами и зеркалами. Здесь, по утверждению Несбит, Уайт напоил её шампанским и заставил переодеться в модное в то время японское кимоно. Потом девушка потеряла сознание, а очнулась в постели с Уайтом.


«Процесс века» вызвал такой общественный резонанс, что коллегия присяжных была, впервые в юридической истории США, изолирована от внешнего мира.

Тоу был приговорен к пожизненному заключению в психиатрической клинике для уголовных преступников. Он совершил два побега, а через насколько лет был благополучно выпущен на свободу.

После суда

«С той же стремительностью, с которой взошла её звезда, первая супермодель Америки и сексуальная богиня пала жертвой той самой культуры, которая сначала породила, а потом поглотила её», — метко описал профессор Урубуру то, что произошло с Несбит после вынесения приговора её мужу.

После судебного процесса карьера Эвелин как актрисы немого кино и менеджера кафе была малоуспешной.  В 1914 году она появилась в фильме «Темы судьбы» производства студии «Betzwood» продюсера Зигмунда Любина. Её жизнь омрачили попытки самоубийства и многочисленные зависимости.


В 1916 году, после развода с Гарри, она вышла замуж за партнера по танцам, Джека Клиффорда. Он бросил её в 1918 году, но официально оформили развод лишь в 1933 году.

Несбит опубликовала две книги воспоминаний: «История моей жизни» (1914) и «Блудные дни» (1934). 

Она жила тихо в течение нескольких лет в Нортфилде, Нью-Джерси. Преодолела стремление к самоубийству, алкоголизм, пристрастие к морфину. В последние годы жизни преподавала керамику.


Умерла Эвелин Несбит в доме престарелых в Санта-Монике, Калифорния 17 января 1967 года, в возрасте 82 лет.

Её влияние на массовую культуру ощущается до сих пор: в 2010 — 2014 годах на кабельном телеканале HBO демонстрировался сериал о мафии, «сухом законе» и игорном бизнесе «Подпольная империя», образ одной из героинь которого — Джиллиан Дармоди — частично списан с Несбит.


3860
Поделиться
Понравился материал?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Подписывайтесь на нас в соцсетях –
читайте наши лучшие
материалы каждый день!