Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

«У Репиных за столом ничего, кроме сена, не дадут»

Загрузка
3118

«Женщина-пылесос» — именно так философ Василий Розанов называл спутницу Ильи Репина Наталью. Под ее влиянием художник стал вегетарианцем. На обед подавали такие экзотические блюда, как жаркое из картофельной шелухи и супы с добавлением сена. Выдающийся художник смирился с нововведениями и покорно пил кофе из свеклы. Кроме того, Наталья выгнала из дома часть прислуги. 

В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Жены», где представлены 48 картин и скульптур. Diletant.media — о музах признанных мастеров.

Наталья Нордман

Илья Репин не раз принимал на веру необычные советы. Так, однажды врач сообщил ему о пользе сна на свежем воздухе. Художник последовал этому совету и заставлял близких спать на улице даже в прохладную погоду. Первой женой Репина стала Вера Шевцова, сестра его приятеля по рисовальной школе. «Хороша она была в шестнадцать лет: смоляная тяжёлая коса ниже пояса, светло-карие глаза, детская чёлка над круглым лбом, пряменький нос, изогнутые вверх уголки губ, способность худенькой фигуры как-то уютно примоститься, изогнуться в мягком зелёном кресле», — писала искусствовед Александра Пистунова. С Верой художник прожил 15 лет.


Наталья Нордман

Позже Репин познакомился с Натальей Нордман, писавшей под псевдонимом Северова. В 1900-м они начали жить вместе. Корней Чуковский называл Наталью «чудачкой». Женщина отличалась экстравагантным поведением. В мороз она выходила на улицу в легком пальто. Каждый день делала отвары из сена и свеклы. Блюда в доме Репиных подавали с помощью механических устройств. Художник работал в морозной мастерской. Бунин рассказывал: «И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме — окна настежь. Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, и говорит: «Вот тут я буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже ваш проклятый табак скоро бросите».

В 1910-х Наталья Борисовна заболела туберкулезом и уехала из дома Репина. «Благородство своего отношения к Репину она доказала тем, что, не желая обременять его своей тяжкой болезнью, ушла из Пенатов — одна, без денег, без каких бы то ни было ценных вещей, — удалилась в Швейцарию, в Локарно, в больницу для бедных», — писал Чуковский.

Надежда Ивановна Забела-Врубель

Михаил Врубель познакомился с будущей супругой на репетиции спектакля в Панаевском театре. «На одной из репетиций я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: „Прелестный голос!“ Стоявшая здесь Т. С. Любатович поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель“, — и в сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный“. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился», — вспоминала Надежда Ивановна.

В 1896-м они поженились в Швейцарии и оставались вместе всю жизнь. Врубель работал над гримом и костюмами певицы. В 1901-м у них родился сын Савва. В возрасте 2 лет мальчик скончался от болезни. К этому моменту Врубель только-только восстановился от серьезного психического расстройства. Ранее художника лечили в клинике при Московском университете, он был буен и раздирал на себе одежду до нитки. После лечения препаратами ртути состояние пациента несколько улучшилось, из клиники Врубель писал любимой жене. Надежда Ивановна поддерживала мужа в борьбе с болезнью. Смерть сына спровоцировала у живописца тяжелейшую депрессию, он отказался от еды и просил поместить его в больницу. В 1910-м Михаил Врубель скончался. Надежда Ивановна ушла из жизни через 3 года в возрасте 45 лет.

Ольга Федоровна Серова

«Миниатюрная, с мелкими чертами лица, большими серыми глазами около маленького остренького носика была похожа на голландку, что муж ей неоднократно и говорил. Не имея никаких запросов к своей собственной жизни, она служила Серову, как отклик всех его художественных желаний и обставила его жизнь во вкусе, который ему подходил», — писала Аделаида Симонович о супруге живописца.

В 1889-м Ольга Федоровна и Валентин Серов венчались в Санкт-Петербурге. Свадьба была скромная, шафером пригласили поэта и драматурга Сергея Саввича Мамонтова. В письмах к друзьям Серов писал, что после заключения брака его жизнь мало изменилась. Ольга взяла на себя хозяйственные заботы; так, именно она следила за ходом строительства дачи в Финляндии. «Ну что же, конопатчики уже постукивают? Так. Ну, а лес возят? Ну, а Петр работает? И рабочих прислал? Ну, а рамы делаются? Так, так. Ну, а вот лодочка, как лодочка поживает? Ну, и как в ней мальчики катаются? Хорошо ли — и слушаются ли они тебя — а? Так, ну хорошо, коли слушаются», — писал Валентин Александрович жене.

Художник скончался в 1911 году в Москве. Ольга пережила супруга на 16 лет.

Мария Петрова-Водкина

Кузьма Сергеевич познакомился со своей музой в 1906 году в Париже. Мария-Маргарита была дочкой хозяйки пансиона, где жил художник. В том же году он сделал девушке предложение. В мемуарах Мария рассказывала, что бросила свои занятия и посвятила все время мужу. Кузьма Сергеевич потребовал, чтобы она прекратила занятия пением. Жизнь в Петербурге оказалась тяжелой; работы живописца почти не покупали, и в семье не было денег. «Я рад, что у меня есть моя Мара, которая с полной доверчивостью входит в мою тяжелую жизнь. Ты занимаешь первое место в моих мыслях и желаниях», — писал Петров-Водкин.

«Ты первая заполнила одиночество моей жизни... Я был для других как пророк, всегда сильный и радостный, для которого не существовало страдания, но сам я замерзал... Я нашел на Земле женщину... На нашем небосклоне взошло солнце, мы заключены один в другом. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на Земле ни за себя, ни за нашу любовь», — значилось в послании художника к жене.

Супруги прожили вместе 32 года. После смерти Кузьмы Сергеевича Мария разыскала в Швеции его пропавшие картины.

Из: Дилетант
Загрузка
3118
Получайте новые материалы по эл. почте:
Подпишитесь на наши группы