Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

«Веселья час и боль разлуки…»: судьба композитора Поля Марселя

1207
«Веселья час и боль разлуки...» — песня «Дружба» в исполнении Вадима Козина была невероятно популярной в 1937 году. На грампластинках было указано: стихи — Андрей Шмульян, музыка — Поль Марсель. Но буквально через несколько месяцев после выхода первой записи композитором песни «назначили» Вадима Сидорова, который был всего лишь ее аранжировщиком. Все дело в том, что 2 июня 1937 года композитор с экзотическим именем Поль Марсель был арестован по обвинению в принадлежности к троцкистской организации.

О судьбе Поля Марселя когда-нибудь, наверное, снимут фильм. Его отец, Александр Иоселевич, сочувствовал анархистам и принимал участие в революционном движении под псевдонимами Ананьев и Александр Иванович Русаков (последний впоследствии станет его официальным именем). Однако в 1905 году он увез семью из России во Францию, подальше от погромов. Поль родился в Марселе, в 1908-м.

Семья Русаковых

В 1918-м семью выслали обратно в Россию из-за того, что отец принимал участие в забастовке портовых рабочих. В Петрограде деятельный глава семейства вскоре открыл усовершенствованную прачечную, основал два детских дома, а после свёртывания НЭПа работал красильщиком на фабрике. Тем временем юный Русаков с 16 лет начал писать музыку к песням и спектаклям — под псевдонимом Поль Марсель. В консерватории он подружился с Дмитрием Шостаковичем, с которым они иногда подрабатывали тапёрами в кинотеатрах, был знаком и со многими литераторами, в том числе Сергеем Есениным.

Одна из сестер Поля, Эстер, в 1928 году вышла замуж за Даниила Хармса, другая, старшая сестра Блюма (Любовь), была замужем за известным революционером Виктором Кибальчичем, с которым семья познакомилась еще во Франции.

Эта-то связь с Кибальчичем, известным представителем антисталинской Левой оппозиции, и стала причиной многих бед для семьи Русаковых. Когда Поль закончил в 1932 году Ленинградскую консерваторию, он был вынужден покинуть город и работать музыкальным руководителем Театра Особой Дальневосточной Армии. Его отец к тому времени уже дважды арестовывался и был уволен с работы и лишен права на хлебные карточки и внутренний паспорт. В таких условиях и родилась знаменитая «Дружба». А еще множество песен и романсов на стихи Есенина, Блока, Пастернака, а также «Девушка из Нагасаки» на стихи Веры Инбер.

Один из первых исполнителей песни Вадим Козин вспоминал:

«Однажды, это было в 1934 году во Владивостоке, после концерта мы собрались в моём номере вместе с музыкантами, чтобы отметить мой день рождения. И вот за рояль садится наш пианист Володя Сидоров, а рядом с ним становится с бумажкой в руке конферансье Андрей Шмульян, и они вдвоем исполнили для меня песню. Песня мне понравилась, и мне тут же вручили и текст, и ноты с музыкой этой песни в качестве подарка к моему дню рождения. В тот день мне исполнился 31 год. Этим подарком стала знаменитая в дальнейшем песня „Дружба“, которую с тех пор пою, а уж потом, значительно позже, стали петь и Шульженко, и Утёсов, и многие другие».

Первая грампластинка с записью шлягера вышла в начале 1937 года. Отец Поля к тому времени уже умер. Но это не спасло семью от арестов. Хотя самому Кибальчичу Сталин, благодаря заступничеству иностранных социалистов, в частности Ромена Роллана, разрешил в 1936 году покинуть СССР, связанные с ним люди один за другим оказывались в лагерях. Сестра Поля Анита в лагерях и ссылке провела 20 лет. Мать и сестра Эстер погибли в лагере. Брат Жозеф был осужден на три года исправительно-трудовых работ.

Сам Поль был осужден на 10 лет. Один из обитателей лагеря впоследствии писал:

«В нашей 25-й, по-видимому, в конце 1937 года сидел композитор, довольно популярный в то время. Поль Марсель Русаков. Его песня „Когда простым и нежным взором...“ была популярна. Родился он во Франции. Этого было достаточно, чтобы он получил свой срок за шпионаж».

Как музыкант и дирижер он был направлен в Музыкально-драматический театр Вятлага НКВД в Кировской области. Руководство лагеря искусство уважало, поэтому сегодня список постановок, художественным руководителем и дирижером которых был Поль Марсель, просто изумляет: инсценировка в 6-ти картинах с апофеозом «Василий Тёркин» (1943), программа «Марица» (1943), «Запорожец за Дунаем» (1944), «Цыганский барон» (1944), «Свадьба в Малиновке» (1944), «Травиата» (1945). В январе 1947 года, за 11 месяцев до окончания срока, Поля Марселя освобождают с формулировкой «за высокие производственные показатели».

Фото: stopgulag.org

После освобождения Поль Марсель поселяется в Воронеже, где становится дирижером в цирке. До 1956 года он работает в цирках Днепропетровска, Куйбышева, Иваново. После реабилитации ему разрешают вернуться в Ленинград.

21 октября 1956 г. Д. Д. Шостакович пишет письмо председателю Ленгорисполкома Н.И. Смирнову:

«Уважаемый Николай Иванович! Предъявитель сего композитор Русаков П. А. решением Ленинградского Городского Суда полностью реабилитирован и возвращается к месту своего постоянного жительства в г. Ленинград. Убедительно прошу Вас оказать ему всемерное содействие в получении жилплощади, учитывая, что до ареста он все время проживал в Ленинграде и в настоящее время назначается главным дирижером в Ленинградском цирке».

В цирке Поль Марсель проработал до 1964 года, возглавив позже ленинградский ансамбль «Цирк на сцене», которым и руководил до 1970 года. Из жизни он ушел в 1973 году, оставив после себя лишь несколько малосодержательных дневниковых записей. По словам сына Поля Марселя, Александра, мемуары отца и архив, которые он собирал всю жизнь, были украдены из квартиры. Кем — увы, это, очевидно, навсегда останется тайной.


1207
Получайте новые материалы по эл. почте:
Подпишитесь на наши группы