Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

«Вы – подлинность, вы – обаянье, вы вдохновение само…»

Поделиться
«Вы – подлинность, вы – обаянье, вы вдохновение само…» Мы с детства знали эту актрису как исполнительницу ролей сказочных старушек, разнообразных «тётушек» классической литературы и простых деревенских бабушек. Коробочка в «Мёртвых душах», бабка Марфа в «Живёт такой парень», бабка Лизавета Григорьевна в «И снова Анискин», знаменитая сказительница в сказках Александра Роу... Тем, кто сегодня помнит её по этим ролям, может быть трудно представить, что стихотворение Бориса Пастернака «Актриса» посвящено именно Анастасии Платоновне Зуевой.

Анастасия Зуева родилась в 1896 году в зажиточной крестьянской семье в тульском селе Спасское. В Москве она оказалась благодаря тетушке, которая была управительницей в богатом имении. Хозяева ей доверяли, а потому девочек сажали за барский стол и даже вели при них просвещенные беседы. В основном они касались искусства. Эта тема интересовала и саму тетушку, поэтому со временем она перебралась в Москву, Поселившись в Леонтьевском переулке, тетка водила знакомства со столичной интеллигенцией, а племянниц устроила в гимназию. В 1915 году подруга затащила Анастасию в Школу драматического искусства, и девушку в нее приняли, причем на бесплатное обучение.

Анастасия сразу же начала играть старух. Критики отметили ее исполнение характерной роли старухи-хозяйки в «Истории лейтенанта Ергунова» по Тургеневу. Это произошло в 1918 году, когда Зуевой было всего-то 22 года. И тогда Константин Сергеевич Станиславский, полушутя, напророчил начинающей актрисе «быть на сцене вечной старухой». И ведь оказался прав!

В тридцать лет она сыграла Матушку в «Унтиловске», затем — Матрену в «Воскресении». Максим Горький сказал о ее работе: «Лучше, чем в жизни». А вскоре Зуева сыграла роль, которая вошла в мировую театральную летопись. Это Коробочка — помещица с умом ребенка из гоголевских «Мертвых душ».

Для своих старушечьих ролей Анастасия Платоновна сама придумывала бутафорские детали. Шила из шелка перчатки, набивала их ватой, сидела на сцене в кресле, не вставая, сложа эти самые руки на бутафорском же животе, потихоньку шевеля короткими жирными култышками.


Интересная деталь: в конце 1940-х мультипликаторы увлеклись приемом, названным словом «эклер», когда сначала снимали актеров, а потом по ним рисовали персонажей, копировали движения. Наиболее яркий пример — вечная пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке». Так вот Анастасия Зуева специально для съемок в мультфильме гримировалась! Каждый раз, приходя на студию, тратила на грим столько же времени, сколько в театре.

Практически для каждой роли надевала толщинку. В жизни она была изящна. Ее нельзя было назвать красавицей, но она была настолько обаятельной, что у нее всегда была масса поклонников. На улицу выходила в шляпке, перчатках, следила за собой и была очаровательна.

По воспоминаниям современников, в ней сочеталось несочетаемое. Любимая актриса всех поколений Политбюро заступалась за репрессированных и дружила с тремя патриархами Всея Руси — Сергием, Алексием Первым и Пименом. Комическая старуха на сцене и на экране, Зуева была модницей, светской дамой и настоящей кокеткой в жизни. Вот такой удивительной женщине и посвятил Пастернак эти строки:

Актриса

Прошу простить. Я сожалею.
Я не смогу. Я не приду.
Но мысленно — на юбилее,
В оставленном седьмом ряду.

Стою и радуюсь, и плачу,
И подходящих слов ищу,
Кричу любые наудачу,
И без конца рукоплещу.

Смягчается времен суровость,
Теряют новизну слова.
Талант — единственная новость,
Которая всегда нова.

Меняются репертуары,
Стареет жизни ералаш.
Нельзя привыкнуть только к дару,
Когда он так велик, как ваш.

Он опрокинул все расчеты
И молодеет с каждым днем,
Есть сверхъестественное что-то
И что-то колдовское в нем.

Для вас в мечтах писал островский
И вас предвосхищал в ролях,
Для вас воздвиг свой мир московский
Доносчиц, приживалок, свах.

Движеньем кисти и предплечья,
Ужимкой, речью нараспев
Воскрешено замоскворечье
Святых и грешниц, старых дев.

Вы — подлинность, вы — обаянье,
Вы вдохновение само.
Об этом всем на расстояньи
Пусть скажет вам мое письмо.

22 февраля 1957 г.

Эти строки высечены на памятнике Анастасии Платоновне Зуевой на Новодевичьем кладбище...
Поделиться
Понравился материал?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Подписывайтесь на нас в соцсетях –
читайте наши лучшие
материалы каждый день!