Раздел "Блоги" доступен только зарегистрированным членам клуба "Избранное".

11 музеев Дрездена у ваших ног: живопись, скульптура, драгоценности, оружие, нумизматика и многое другое

2732

Объединяющее двенадцать музеев Государственное художественное собрание Дрездена, может составить конкуренцию самым выдающимся музеям мира — петербургскому Эрмитажу и парижскому Лувру. Глобус Луны и карманные солнечные часы, монеты-дельфины и подарочный скелет от ювелира, крокодил, которого можно надеть на руку и фарфоровая трубка-голова, полотна Рубенса и Гогена, гравюры Дюрера и Рембрандта, статуи египетских бабуинов и золотые скифские олени — богатства и диковины поджидают тут зрителя на каждом шагу.

Дрезден был одним из наиболее разрушенных в течение всей Второй мировой войны городов, авиация союзников почти стёрла его с лица земли, не пощадив и музейных зданий. Впрочем, тут можно вспомнить и разрушенные Петергоф с Царским селом — война не разбирает жертв. Но тем радостней сознавать, что большинство экспонатов коллекций, пережив войну и нацистские идеологические чистки в хранилищах, снова представлены зрителю и не только тому, кто сумел добраться до Дрездена, но буквально любому — достаточно лишь выхода в интернет. Сайт собрания, хранящий множество коллекций самых разных областей: от живописи до нумизматики, от ювелирных изделий до скульптуры, от оружия до театральных кукол, рассказывает не просто художественную историю человечества, но его антропологически обоснованную тягу к созданию прекрасного в малом и великом.

Галерея новых мастеров

В основу этой галереи легли некоторые работы, принадлежавшие прежде Галерее старых мастеров, для которой во второй половине 19-го века было закуплено много современных картин. После Второй мировой войны, когда кончились тёмные века борьбы с «дегенеративным искусством» времён нацизма (за это время было утеряно более 50 полотен, в том числе картины Мунка и Бекмана) и возвращения картин, вывезенных после войны в СССР, коллекция приобрела современный вид.

Галерея новых мастеров располагается в дрезденском музее Альбертинум и представляет собой коллекцию более чем 2500 картин художников XIX и XX веков. Главными направлениями коллекции, представленными в хронологическом порядке, являются романтизм, импрессионизм (постимпрессионизм) и экспрессионизм. Первый представлен, например, знаменитым пейзажистом Фридрихом Каспаром Давидом, второй Эдгаром Дега и Полем Гогеном, третий Отто Диксом и так далее. Впрочем, есть здесь место и модерну в лице Густава Климта и авангардизму от Пауля Клее, вплоть до картин советского космонавта Леонова. Не обойдено вниманием и современное искусство, в первую очередь немецкое, которое только готовится стать классикой. Иными словами, любознательный зритель благодаря этой коллекции может познакомиться с самыми важными художественными течениями новой и новейшей истории человечества.



Танцоры 2, Эдгар Дега, около 1898



Пейзаж Вале, Людвиг Гельпке, 1957



Карп, овощи и фрукты, Тереза Рихтер,19 в.

Физико-математический салон

«Потомок» немецкой кунсткамеры — физико-математический салон — представляет собой уникальное собрание приборов, математических, астрономических, оптических, геодезических и прочих, чей возраст колеблется от ста до пятисот и более лет. Всего же в коллекции более тысячи уникальных экспонатов техники: от примитивной, до практически современной нам.

Весы для проверки монет на обвес и фальшивость, карманный глобус, глобус Луны, сложнейшие теодолиты и телескопы, карманные солнечные часы, огромные зеркала для выплавки фарфора из песка, счётные машины (одна из которых принадлежала Паскалю) — вот лишь неполный список удивительных исторических артефактов, демонстрирующих движение человеческой мысли и развитие, вслед за ней, науки.



Земной шар, Функ фон Хартенштайн, Кристиан Бенедикт, 1785



Теодолит, T. Ertel & Sohn, Мюнхен, около 1850



Череп-часы, Даниил Хабрехт, 17 в.

Галерея старых мастеров

Известная также как Дрезденская картинная галерея, коллекция включает в себя около 750 картин классиков живописи, начиная с эпохи Возрождения и заканчивая началом 18 века, собранных на протяжении двухсот пятидесяти лет монаршей фамилией Веттинов, правившей городами и государствами по всей Европе. Расположена в здании Дрезденской галереи при Цвингере.

Оплот классической живописи, в традиционной музейной обстановке сохраняющий дух уходящих веков, спрессованный в картинах, без ложной лести, величайших мастеров кисти, от Ренессанса до романтизма. Только перечисляя имена, можно составить этой коллекции большую рекламу, чем прибегая к помощи самых изощрённых маркетологов. «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, «Леда с лебедем» Питера Пауля Рубенса, «Портрет мальчика» Пинтуриккио! Не достаточно? Ян ван Эйк, Тициан, Рембрандт, Ян Вермеер, Альбрехт Дюрер... Возможно это не самое большое и даже не самое разнообразное собрание в мире, но буквально каждая вторая в нём картина — шедевр, предмет поклонения потомков и цитирования художниками всех эпох.



Охота на львов, Питер Пауль Рубенс,1617-1618



Вавилонская башня, Мартен ван Фалькенборх,1595



Леда и лебедь, Питер Пауль Рубенс,1598-1600

Зелёный свод

Под таинственным именем Зелёный свод скрывается не менее легендарная коллекция драгоценностей, принадлежащих периоду между Ренессансом и классицизмом. Название произошло от знаменитых малахитовых колонн хранилища, которые были восстановлены при недавней реставрации. Первые экспонаты коллекции принадлежали ещё местной кунсткамере, которую основали в далёком 1560 году. Многие из них, кстати — подарки августейшей фамилии от других европейских монархов. Позже, разделённая на направления, кунсткамера положила начало не только Зелёному своду, но и Оружейной палате, а также Физико-математическому салону. Располагается сейчас в Дрезденском дворце-резиденции.

Коллекции принадлежит более 4000 уникальных предметов из которых более 1100 — ювелирные изделия сложнейшей работы: от драгоценных зубочисток(!) второй половины 16 века до многосоставных ансамблей, где, скульптурные миниатюры, вроде Геракла и орла, обрамляют миниатюрный глобус тончайшей гравировки. Но помимо «стандартного» технического мастерства здесь можно встретить весьма необычные и современные на первый взгляд решения — фигурка человека с совиной головой, скелет в бархатном гробу или страусиное яйцо, вписанное в фигурку страуса — весьма концептуально, не так ли? Если не знать, что этим решениям 250, а то и 400 лет.



Скелет в гробу, Кристоф Людвиг Иоганн, 1743



Геракл с земным шаром, Элиас Руль, Йоханнес Шмидт, 1626-1629



Шут веселый с рогом, Карл Август Гэп, (17 в. — начало 18 в.)

Гравюрный кабинет

Можно подумать, что галереи старых и новых мастеров являются жемчужиной коллекции Государственного художественного собрания Дрездена, но это не совсем так. Точнее, в музейном виде, вероятно, так и есть. Но онлайн-музей представляет для зрителя совсем иные возможности. И если разместить в обычном музее 750 работ старых мастеров представляется относительно возможным, то нечего и думать, чтобы выставить одновременно 515 000(!) работ графики, которые относятся к коллекции Гравюрного кабинета. И это тот редкий слуай, когда онлайн-архив может соревноваться с реальной экспозицией.

В колоссальной коллекции Гравюрного кабинета представлены собственно гравюры, а также рисунки, офорты, образцы литографии, акварели, иллюстрированные книги, журналы и фотографии. Среди местных авторов же не меньше великих имён: Дюрер, ван Эйк, Рембрандт, Пикассо, Фридрих, Микеланджело — все они известны своими «крупными» работами, однако не меньше удовольствие представляет наблюдать, как автор монументальных полотен (здесь нарочный лексический повтор) работал в своё удовольствие, как создавались наброски-настроения с натуры или готовились эскизы к тем самым полотнам, что впоследствии прославят самого художника.

Не менее интересными выглядят и работы малоизвестных или вовсе неизвестных мастеров, которые могут поразить и без громкого имени-сигнатуры автора. Карты земли и зарисовки для игральных карт, книжные иллюстрации и сложно-изящные буквы для алфавита, складывающиеся из тел людей и животных, газетные карикатуры середины прошлого века и изображения мифических животных из середины века пятнадцатого — перечисление можно вести бесконечно долго. Но, чем читать о блестящих образцах раритетной графики — лучше на них смотреть.



Чудесная свиноматка Ландсера, Альбрехт Дюрер,начало 16 в.



Борьба между горациями и тригеминорами, Франс Флорис, конец 16 в.



Вид на базилику Ватикана, раскидистый портик и площадь Пиранези, Джованни Баттиста, около 1773 года

Собрание кукольного театра

Один из крупнейших музеев, посвящённых такому специфическому на первый взгляд явлению как кукольный театр, также находится вместе с музеем саксонского творчества (о котором мы скажем несколько слов ниже) в Дрездене. В коллекции собраны более 50 000 экспонатов, где, помимо кукол находятся афиши, элементы декораций, эскизы костюмов и даже фигурки для домашних театров.

Самих кукол здесь также в изобилии, многие из них «выступали на сцене» ещё двести лет назад. Разнообразие налицо: марионетки, перчаточные, вертепные, тростевые куклы, куклы театра теней, механические куклы. Есть простые куклы для передвижных театров, есть куклы ручной работы, которым полагается имя, унаследованное от мастера не меньше, чем полотнам художников подпись-сигнатура. Даже тем, кто с детских лет не был в стенах кукольного театра, будет интересно заглянуть за кулисы и декорации, скрывающие магию театра.



Кошка, 1998



Афиша «Волшебника Каспера» и «Каспера врача»,1933



Дьявол из Смит Ютербога, середина 1920-х годов

Собрание скульптуры

Где бы вы думали находится самое крупное собрание античных скульптур за пределами Италии? Думаем, у вас в этом нет ни малейшего сомнения. Расположенный нынче в Альбертинуме музей ждала схожая с другими выпускниками кунсткамеры «судьба», так что тратить время на её пересказ мы не станем, ведь не античностью единой — пять тысяч лет(!) человеческого творчества спрессованы в коллекции, охватывающие царства Древнего Египта, европейский ренессанс, барокко, модернизм, экспрессионизм, вплоть до современного искусства инсталляции.

Скифские золотые олени, маски египетских фараонов, языческие культовые статуэтки, скульптурные автопортреты футуристов 20 века; статуи и бюсты, барельефы и горельефы; от Эдгара Дега до Огюста Родена, от Поликлета до Макса Клингера... Колоссальная эклектичность коллекции производит удивительное впечатление — зрителя словно уносит смерч времени, бросая через века. Античная детальность сменяется экспрессионистской расплывчатостью, а то и полной абстракцией; мрамор уступает место металлу, который, в свою очередь, даёт дорогу пластику и полимерам... Собрание скульптур предлагает зрителю такое путешествие, которое грех пропустить.



Портрет Антиноя Осириса, 130-138 н.э.



Горилла, хватающая женщину, Эммануэль Фремет, 2-я половина 19 века



Вилли Вольф, 1969

Нумизматический кабинет

Основой этой коллекции стали накопления герцога Георга Бородатого в далёком 1530 году. Ещё двести лет спустя её существенно приумножил другой курфюст — Август Сильный. А ещё сто лет спустя она стала музейной коллекцией. Эти имена ничего не скажут среднестатистическому отечественному зрителю, но покажут какой огромный промежуток времени требуется для накопления такой удивительно разносторонней коллекции, находящейся теперь в местном Дворце-резиденции.

Римские денарии, арабские дирхемы, немецкие брактеаты, греческие тетрадрахмы, да что там! — сарматские монеты в виде дельфинов и древнекитайские в форме ракушек каури — разнообразие поражает с первых страниц. Вопреки названию, в Кабинете присутствуют не только монеты, но и фалеры, иными же словами — медали самых различных видов: памятные и наградные, золотые и серебряные, подвесные и нет. Коллекция насчитывает около 300 000 объектов, что — дальше вы, вероятно, догадались — делает её одной из крупнейших в Европе. К слову, при Кабинете действует Библиотека и Учебный кабинет, где интересующиеся этим направлением всерьёз могут углубить свои знания и изучить некоторые объекты коллекции не через витрину, а непосредственно, через лупу. Впрочем, эта услуга доступна только офлайн.



Дельфин, Сарматия, 5 век до н.э.



Рубленая монета стрельба к открытию стрелкового в Дрездене, Саксония, 1554



Брактеат, Германия, 12 в.


Этнографический музей

Этнографический музей находится в Японском дворце и представляет собой внушительную коллекцию из 160 000 экспонатов, большая часть из которых — фотографии, отснятые учёными во время экспедиций в самые отдалённые уголки мира: от вполне привычной нам Японии до далёкой и, несмотря на все старания Н.Н. Миклухо-Маклая, малоизвестной Гвинеи. Но и помимо фотографий музею есть чем похвастать — ритуальные маски, статуэтки, от деревянных до фарфоровых, есть даже целая коллекция резных гард (защита для руки) от самурайских мечей. Может быть это не самое яркое собрание среди богатств Государственного художественного собрания Дрездена, но одно из наиболее самобытных.



Индонезия, остров Моа, до 1900 года



Гарда самурайского меча Япония, период Эдо (1603-1868)



Нэцкэ пара, Япония, вероятно, 19 век

Оружейная палата

Иногда именуемая как Дрезденский исторический музей, Оружейная палатаявляется одной из известнейших коллекций оружия, доспехов и исторической одежды в мире. Как и Зелёный свод, располагается она в Дрезденском дворце-резиденции. Изначально палата являлась хранилищем обычного оружия, потом там стали собирать более дорогие экспонаты для проведения дворцовых турниров местного курфюста; кое-что попадало в собрание в виде военных трофеев, например, после столкновений с турками в палате прибавилось восточного оружия. Даже много лет спустя, когда коллекция стала пополняться сознательно, она не становилась достоянием общественности вплоть до середины 19 века. Масштаб коллекции настолько велик, что на данный момент музей экспонирует дишь 5%(!) от общего количества раритетов в галерее Земпера в Цвингере.

Всего в музейных фондах находится более 10 000 видов оружия, доспехов, одежды и даже портретов. Приблизительно пятую часть коллекции (около 2200 экспонатов) занимает холодное оружие — сабли, кинжалы, шпаги, арбалеты. «Старшие братья» последних — пистолеты, ружья, мушкеты — насчитывают и того более — 3000 предметов. «Градус» красоты скачет от самых обычных, «повседневных» мечей и доспехов, до ювелирно исполненных щитов, гравированных и травлёных доспехов в изящнейших узорах, выполненных по индивидуальному заказу пистолетов.



Щит, Милан, до 1567



Арбалет, Лейпциг, 1586



Пистолет, Аугсбург,1560-1570

Собрание фарфора

В коллекционировании фарфора немцы также одни из первых. Уже к 1733 году, когда почил Август Сильный, чью любовь к белоснежной, изящно расписанной посуде называли «фарфоровая болезнь», коллекция насчитывала приблизительно 35 000 изделий, привезённых из азиатских стран. Эта же зависимость сыграла значительную роль в развитии европейского фарфора — первая подобная мануфактура была открыта впервые в немецком Мейсене. Из сегодняшней двадцатитысячной коллекции в одном из павильонов Цвингера экспонируется лишь 10% изделий.

Наиболее яркими представителями собрания является китайский фарфор династии Мин (эпохи Канси, 17 век), японский фарфор какиэмон и имари, а также тот самый мейсенский фарфор первых лет. Здесь можно найти и утончённые фарфоровые «скульптуры» — иначе не назовёшь, — и декоративно-прикладные изделия вроде курительных трубок и, конечно, посуду любых видов: кувшины, тарелки, вазы, выполненные в разных техниках, но неизменно изысканно.



Трубка, Германия, около 1760-70



Бутылка с двумя горлышками, Германия, около 1725-30



Бюст шута, Готтлиб Фрёлих Киршнер, около 1730

Другие коллекции

Помимо прочего, на сайте Государственного художественного собрания Дрездена можно встретить коллекцию Музея декоративно-прикладного искусства, которая отражает как быт саксонских правителей, так и быт простых граждан, причём речь не только о 17-18 веках — создатели пытаются протянуть ниточку истории до самой повседневности, наравне с ремесленными украшениями двухсотлетней давности здесь представлены образцы современной дизайнерской мебели.



Печная плитка с изображением Давида, Германия, 17 или 19 век

Перекликается тематически с предыдущим и Музей саксонского народного творчества, объединяющий различные произведения искусства (от вполне художественных картин до детсадовской лепнины) по территориальному признаку.



Русская зима, Фредо Кунц, 2015

Арт-фонд Дрездена ещё один музей, где собраны произведения искусства (живопись, скульптура, графика, фотография, предметы декоративно-прикладного и концептуального искусства), созданные саксонцами с 1945 года по сей день (на данный момент более 30 000 экспонатов).



Бобр, Карстен Табель, 2017

Музей Грасси (точнее, одно из его подразделений — этнографический музей), также размещённый на сайте, заслуживает не меньшего внимания, представляя зрителю масштабную коллекцию этнографического материала. Однако, к Государственному художественному собранию Дрездена он напрямую не относится.



Настольный колокол, Япония, до 1916

Из: Cameralabs

2732
Получайте новые материалы по эл. почте:
Подпишитесь на наши группы