Самый старый фонтан в Париже. Расположенный на площади Жоашен дю Белле, он увидел свет ещё в XVI веке. Появился он не просто так, а в честь знаменательного события — коронации Генриха II. Изначально творение получило название Фонтана нимф, так как три его стороны украшали изображения нимф и тритонов. Четвёртая же сторона никак не была украшена, так как примыкала к кладбищу. Это было знаменитое для почитателей истории Франции Кладбище Невинных. В честь него позднее фонтан и переименовали.
Само же кладбище с течением времени закрыли, а описываемое нами произведение искусства перенесли на площадь по соседству. Четвёртая сторона фонтана была пристроена в таком же стиле, как и другие три, поэтому ничего не режет глаз.
Но на этом путешествия нашего фонтана не закончились, и при Наполеоне III он совершил ещё один, на этот раз последний, вояж. Объясняется такое перемещение глобальной реконструкцией Парижа. Обратите внимание на сей факт, который очень показательно характеризует французов — эти люди всегда любой ценой стараются сохранить наследие своих предков. Предки же, когда возводили данное творение, придерживались модного для XVI века течения маньеризма. Согласно ему, в вещах и образах должны преобладать изящество и стройность. Добавление ангелочков также вполне в духе того времени. А форма сооружения копирует святилище в честь нимф — нимфеум.
Располагается на одноимённой площади напротив церкви, носящей имя Святого Сульпиция. Этот фонтан считается одним из самых красивых не только во Франции, но и во всём мире.
Однако создавался он не красоты ради, а по довольно прозаической причине — Луи-Филипп посчитал, что парижанам не хватает воды. Но куда же без красоты? Если строить, то нечто выдающееся! Именно по этой причине Луи-Филипп поручил данное задание Луи Висконти — очень известному и почитаемому архитектору. Работать с Висконти считалось большой честью и удачей.
Целых пять лет длилось возведение этого произведения искусства. И оно того стоило — достигающее 12 метров в высоту сооружение воистину поражает. Фонтан полностью изготовлен из камня и состоит из трёх восьмиугольных отдельных бассейнов, находящихся на различных уровнях. В основе в специальных нишах расположены фигуры французских епископов. Их взгляды направлены в каждую из сторон света, благодаря чему фонтан иногда так и называется — «Фонтан четырёх сторон света», «четырёх епископов». Второй уровень украшают львы, оскалившиеся в рыке, охраняющие герб города. Третий уровень изящно знаменуют античные вазы. Венчает всё это великолепие купол с острым шпилем. Не поверите, но современники некогда критиковали и такую красоту, придираясь буквально ко всему.
Эдме Бушардон так был, по-видимому, рад королевскому приказу изваять нечто впечатляющее, что совершенно забыл в порыве творчества о том, что фонтан должен ещё быть функциональным. Четыре струи — вот что получилось в итоге.
За подобную оплошность Бушардона критиковали нещадно, но справедливости ради стоит сказать, что с эстетической точки зрения восхититься есть чем. Трёхъярусное творение с фигурами четырёх времён года моментально приковывает взгляд. На сегодняшний день знаменитый фонтан по улице Гренель пользуется большой популярностью у туристов, несмотря на то, что в данный момент не работает.
Этот фонтан является превосходным примером органичного сочетания скульптуры и природы. Возведённый в XVII веке по приказу Екатерины Медичи, этот фонтан в стиле барокко окунает зрителя в мифологию.
Подойдя к одной стороне, можно увидеть, как Кентавр готовится напасть на Галатею, которая ничего не подозревает и нежится в руках Ациса. Сделав пару шагов в сторону и взглянув на другой бок, вы увидите Леду с лебедем. Такое зрелище не оставит равнодушным ни одного посетителя, который решит прогуляться возле Люксембургского дворца.
Фонтан Мольера — скорее не полноценный фонтан, а монументальный памятник великому драматургу. Стоит он на углу улиц Мольера и Ришелье, неподалёку от театра Комеди Франсез, в котором комедиограф играл и для которого писал, и напротив дома, где он жил и умер. Мольеру стало плохо прямо на сцене, во время спектакля «Мнимый больной», в котором он играл Аргана. Из Комеди Франсез его принесли сюда, в сороковой дом по улице Ришелье, где он и умер через несколько часов.
Фонтан огромный — шесть с половиной метров в ширину и шестнадцать в высоту, размерами с дом, торец которого он закрывает. Поставили его в 1844 году по настоянию Иосифа Ренье, члена товарищества актёров Комеди Франсез, когда место на маленькой площади освободилось. Там собирались ставить фонтан с какой-то аллегорической фигурой, но Ренье написал письмо префекту Сены с предложением увековечить память Мольера, собрав средства по национальной подписке. Так и сделали, и это было впервые во Франции, когда люди давали деньги на памятник гражданскому лицу.
Проектировал монумент архитектор Луи Висконти (среди других его знаменитых проектов — могила Наполеона и фонтан Сен-Сюльпис). Гравёр Франсуа Огюстен Конуа выполнил медаль, посвящённую открытию фонтана, экземпляр которой хранится в музее Карнавале.
Фонтан Обсерватории в саду Марко Поло часто называют фонтаном четырёх сторон света или просто Карпо — по имени скульптора. Над фонтаном работали четыре автора, но именно Жан-Батист Карпо создал фигуры обнажённых женщин, вращающих над головами земной шар и символизирующих Европу, Азию, Африку и Америку.
Фонтан, расположенный на усаженной деревьями оси между Люксембургским дворцом и Парижской обсерваторией, был задуман в 1866 году в рамках создания Люксембургского проспекта (теперь — проспект Обсерватор). Эта магистраль была одним из крупнейших проектов барона Османа по реконструкции Парижа. Руководил проектом Габриэль Давю, отвечавший за дизайн фонтанов, площадей, фонарей, ворот и других архитектурных деталей, он и выбрал для воплощения идеи Жана-Батиста Карпо.
Фонтан Сен-Мишель — любимое место встреч парижан. Это монументальное сооружение шириной в 15 метров и высотой в 26, размерами с шестиэтажный дом, к стене которого фонтан примыкает. И фонтан, и площадь, на которой он стоит, и бульвар, и набережная, и мост рядом названы именем Архангела Михаила, победителя дьявола.
Фонтан перенасыщен деталями: четыре коринфские колонны, над ними четыре скульптуры — Благоразумие, Сила, Справедливость и Воздержание, по бокам фонтана — драконы, извергающие воду, на самом верху — щит Парижа, который держат Сила и Умеренность. А также барельефы, растительные орнаменты, ангелочки, львиные морды, дракончики. При этом арка жёлтая, колонны розовые, скала под дьяволом зелёно-голубая, статуи бронзовые.
Габриэля Давю, построившего фонтан в 1860 году, критиковали нещадно. И за полихромность, и за то, что все украшения и статуи созданы разными скульпторами (Михаил и дьявол — работы Франциска-Жозефа Дюре), и за то, что фонтан сбоку, а не посередине площади. В последнем Давю не был виноват. Построить фонтан поручил ему великий реформатор Парижа барон Осман, и идея была именно в этом — не просто украсить образовавшееся после появления нового бульвара большое пространство, но закрыть глухую стену дома, выходящего на площадь. Архитектор префектуры Давю отвечал не только за фонтан, но и за фасады зданий на площади.
Знаменитый фонтан Стравинского находится между авангардным Центром Помпиду и готической церковью Сен-Мерри. Здесь всегда полным-полно мамаш с восхищёнными детьми, но инсталляция способна произвести впечатление и на взрослого человека.
Глазам посетителя предстает огромная (36 на 16,5 метров) низкая прямоугольная чаша, наполненная водой. В ней находятся шестнадцать странных фигур. Чёрные механизмы, сочетающие шестеренки и колеса со шлангами, цикл за циклом повторяют замысловатые движения. Торчащие из воды огромные яркие фигуры время от времени выпускают струйки воды. Смотреть на всё это увлекательно и забавно.
Фонтан создали в 1983 году швейцарский архитектор Жан Тэнгли и его жена, французская художница Ники де Сен-Фалль. Художников пригласил для решения необычной задачи Пьер Булёз, основатель Центра музыкальных исследований, расположенного как раз под площадью Стравинского. Булёз считал, что эта небольшая площадь скучна, её необходимо оживить. К этому времени адепт «кинетического искусства» Тэнгли приобрел мировую известность в качестве автора гигантских фантастических машин и саморазрушающихся конструкций, и Булёз пригласил его поработать над обликом площади. Тэнгли поставил условие: в проекте должна принять участие Ники де Сен-Фалль.
Фонтаны на площади Согласия были разработаны известным французским архитектором Жаком-Игнатием Гитторфом по заданию королевской семьи. После установки Луксорского обелиска нужно было преобразить площадь и придать ей законченный вид. И вот, спустя 4 года, 1 мая 1840 года с обеих сторон обелиска появились великолепные монументальные фонтаны, представляющие собой уменьшенные копии римских фонтанов с Площади Святого Петра. Один из них получил название Фонтан четырёх рек, а второй — Фонтан Морей. Эти названия и их архитектурное оформление не случайны — на площади Согласия находится Министерство морского флота Франции.
Высота фонтанов Площади Согласия невелика, всего 9 метров, но выглядят они величественно и роскошно. Их украшают великолепные статуи мифических морских и речных героев и расположенные по периметру колонны с позолотой. Чаши фонтанов имеют необычную форму, с них низвергается мощный каскад воды с разносящимися ветром брызгами.
Отдельных слов заслуживает замечательно выполненная иллюминация, которая в тёмное время суток искусно подсвечивает бьющие из фонтанов струи, делая это зрелище потрясающим.
Это своеобразный символ Парижа, фонтанчики питьевой воды из чугуна, идея установки которых принадлежит создателю знаменитой коллекции Уоллеса — английскому баронету Ричарду Уоллесу, получившему в 1870 году наследство и пожелавшему сделать подарок любимому городу, для чего он заказал скульптору эскиз и оплатил отливку (по два на парижский округ) первых фонтанчиков, первоначально имевших также 2 железных стакана на цепочке, которые были сняты в 1952 году по гигиеническим причинам. Уоллесу также принадлежит идея встроенных в дома фонтанчиков питьевой воды.
Сегодня в Париже сохранились 108 фонтанчиков Уоллеса (88 больших, остальные отличаются по форме). Красивая форма фонтанчика способствовала его распространению по городам Франции и других стран мира.