Председатель совета директоров банковской группы «Альфа-Банк», известный коллекционер Петр Авен выступил инициатором создания некоммерческой организации Russian Avant-Garde Research Project, которая ставит своей целью борьбу с подделками произведений русского искусства.
Галерист, коллекционер Алекс Лахман и президент Альфа-банка Петр Авен во время превью ярмарки «Арт Москва» в Центральном доме художника на Крымском Валу, 2013
© Ирина Бужор / Коммерсантъ
Необходимость создания такой организации давно назрела, по мнению основателей. Ажиотажный спрос на произведения русских художников первой половины XX века, начавшийся на ведущих мировых аукционах в 1990-х годах и особенно разгоревшийся в начале века нынешнего, породил и огромное количество фальшивок. Производство подделок некоторых авторов приняло буквально промышленные масштабы — количество поддельных работ, например, Наталии Гончаровой исчисляется сотнями.
В 2005 году Виктор Вексельберг купил на аукционе Christie's работу Бориса Кустодиева «Одалиска». Вскоре выяснилось, что это подделка, и Вексельберг начал судебную тяжбу с аукционным домом. После двух лет слушаний, суд разрешил расторгнуть сделку и вернуть деньги.
Продажа картины «Одалиска», выставленной на аукционе Christie’s в 2005 году как работа Бориса Кустодиева, поставила под сомнение репутацию этого аукционного дома. Картину за $2,9 млн (рекордная цена для Кустодиева) купил Виктор Вексельберг.
В 2009 году разразился скандал на выставке Александры Экстер во Франции — все экспонаты выставки были объявлены поддельными. По Франции и Германии прокатилась волна судебных процессов над изготовителями поддельных картин и мебели.
В Санкт-Петербурге продолжается история с делом искусствоведа Елены Баснер, которая выступала одним из посредников при продаже поддельной работы Бориса Григорьева, сделанной с вещи, хранящейся в Русском музее. Совсем недавно в Москве закончился суд, потребовавший запретить распространение книги о творчестве Наталии Гончаровой, поскольку там использована репродукция поддельной картины.
«Избранное» публикует отрывки из интервью, в котором Петр Олегович рассказал журналисту Наталье Шкуренок об этом проекте. Полный текст интервью на сайте
colta.ru.
Президент Альфа-банка Петр Авен и президент Российской академии художеств Зураб Церетели на церемонии открытия салона изящных искусств в галерее Зураба Церетели, 2004
© Михаил Галустов / Коммерсантъ
«Торговля фальшивками — это не просто финансовое жульничество, это уничтожение культуры! Это понимают все профессиональные люди, именно поэтому наш проект уже получил поддержку не только у предпринимателей и коллекционеров, но и у ведущих европейских специалистов-искусствоведов, технологов. Почему, например, ни одну работу Марка Шагала нельзя выставить на аукцион без разрешения Фонда Шагала? Потому что он защищает его работы в том числе и от подделок. Мы хотим создать такую защиту и для других русских художников».
«Всего в своей жизни купил три фальшивки: одну, якобы Серебрякову, вернул, и мне вернули деньги, а две у меня висят до сих пор как память о моей глупости. <...> Фальшивка Альтмана — компилятивная, составлена из трех его работ, покупал я её с рекомендацией известного искусствоведа, тем не менее…».
«В ЦДХ я устраиваю скандалы из-за подделок на каждом салоне. В этом году вообще была дикая история: три стены картин — все фальшивки».
«Уверен, что эта продажа — сознательная акция, не верю, что профессиональный человек мог вдруг совершенно забыть вещь, которую видел не один раз. С моей точки зрения, сознательно лгущих, с позволения сказать, искусствоведов нужно сажать».
«В последние годы во Франции идут процессы над продавцами поддельной антикварной мебели, там их сажают. Во Франции продажа подделок — серьезное уголовное преступление. В Германии идет несколько крупных процессов, в частности, по делу галереи SNZв Висбадене, в которой найдены 1700 подделок русского авангарда у различных дилеров. У нас, к сожалению, этим всерьез не занимаются».
«Мы для начала хотим сделать полную атрибуцию и проверку провенанса пока только по Гончаровой и Ларионову — это одни из наиболее часто подделываемых авторов. Так уж получилось, что у меня — самый хороший Ларионов, и подделки его работ бьют по моим интересам напрямую. Мы хотим начать с конкретных имен — Ларионова и Гончаровой, а дальше будем расширять список.
Будем делать всё, тотально: провенанс, химию, искусствоведческий анализ. Мы создаем для этого лаборатории, где это можно делать, собираем экспертов, которым можно доверять, банк данных, который почти готов. Дальше посмотрим — может быть, по результатам выпустим каталог-резоне...»
Полный текст интервью на colta.ru
Фото на превью: кадр из фильма «Как украсть миллион», 1966 г.