От зрителя налево — Кончаловский,
Известный тем, что написал картину,
В которой снял подштанники с поэта.
В художнике заговорила совесть,
И он решил, подштопавши белье,
Вернуть его немедленно поэту...
В юбилейном номере «Крокодила» за 1932 год сатирики громят «нашумевшую картину заслуженного деятеля искусств П. Кончаловского «Пушкин без брюк»
Вот эта картина:
На самом деле портрет поэта называется «Пушкин в Михайловском». Художник Пётр Кончаловский работал над ним в 1930–1932 годах. Получилась картина в духе домашнего портрета: Пушкин сидит на диване в ночной рубахе, с неприкрытыми ногами, рядом скомканное одеяло — он творит.
Надо сказать, что против реальности художник не погрешил: Пушкин в Михайловском работал именно так, не вылезая до обеда из постели. Но оказалось, что ни публика, ни критика такую правду принять не готовы. После первого же показа на Кончаловского набросилась критика — босоногий Пушкин задел чувства ревнителей монументального образа.
Не выдержав давления общественности, Кончаловский сначала внёс небольшие исправления в композицию: слегка прикрыл ноги, немного «навёл порядок» на столе и вокруг. Но и в таком виде цензура картину отвергла и не допустила на престижную юбилейную выставку 1937 года.
В итоге Кончаловский сдался и прикрыл поэта огромным стёганым одеялом. И в этом стыдливом жёлтом одеяле столько непристойности, что какие уж там голые ноги!
Пётр Кочаловский, Пушкин в Михайловском
Из: Ю.А. Молок, «Пушкин в 1937 году», Научная библиотека, 2000; sguschenka.com