Однако это не помешало живописцу создать серию из двадцати картин, героем которых стал Пушкин. Айвазовский познакомился с поэтом в 1836 году на выставке в Академии художеств, но рисовал его по памяти уже годы спустя.
Например, посмотрите на работу «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца». Нашли поэта? Ну да, он один из тех двух всадников в углу картины. Который? Возьмите лупу!
И. К. Айвазовский «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца» (1899)
Посмотрим на другую картину — «Пушкин на берегу Черного моря». Поэт отдыхает на каменистом берегу. Выражение его лица мы видим недостаточно четко, чтобы определить по нему, насколько холодны камни, на которых он сидит.
И. К. Айвазовский «А. С. Пушкин на берегу Черного моря» (1887)
И вот нам попадается на глаза «Прощание Пушкина с морем». Пушкин-гигант во весь рост на большом холсте (228×157 см). Сейчас-то мы заглянем в его глаза и увидим в них отражение сосредоточенного Айвазовского с кисточкой в зубах. Стоп! А в отражении — кто-то другой!
Всё дело в том, что Пушкина нарисовал Илья Репин — картина создана в соавторстве. В этом признался в своих воспоминаниях сам Илья Ефимович: «Дивное море написал Айвазовский... И я удостоился намалевать там фигурку».
И. К. Айвазовский «Прощание Пушкина с морем» (1877 год)